Главная
>
Статьи
>
Вера Оськина: «Учиться мне всегда интересно»

Вера Оськина: «Учиться мне всегда интересно»

27.02.2006
0

Депутат Государственной Думы РФ IV созыва.


Вера Оськина

Недавно в Государственной Думе РФ прошла депутатская «региональная неделя». В Красноярск приехали практически все депутаты, представляющие регион в главном законодательном органе страны. Поработать в Красноярском крае приехала и депутат Вера Оськина. Как всегда, программа работы Веры Егоровны в регионе была очень насыщенной – это многочисленные встречи с избирателями, со студентами и молодыми политиками, совещание с работниками органов социальной защиты, обсуждение важных вопросов с губернатором края и мэром Красноярска. Тем не менее, Вера Оськина нашла время в своем напряженном графике, чтобы пообщаться с корреспондентом REGNUM-KNews по итогам депутатской деятельности в 2005 году.

Вы входите в состав комитета по труду и социальной политике ГосДумы РФ. Если оценить итоги работы комитета за 2005 год, чем можете похвастаться?

За 2005 год сделано было очень много. Тот же 122-ФЗ о замене льгот денежными компенсациями – к нему можно по-разному относиться, но я считаю, что этот закон очень важен.

Наконец-то люди стали получать не мнимые льготы, которые в большинстве никто никогда не получал, а реальный социальный пакет и единовременные денежные выплаты. На мой взгляд, решена проблема, с которой пожилой человек был не в состоянии справиться. Он, наконец-то, обеспечен лекарствами.

В свое время я, как председатель комиссии по социальной политике и делам ветеранов ЗС, каждый день получала звонки от граждан по поводу отсутствия в аптеках льготных лекарств. Потому что Закон «О ветеранах» и Закон «О социальной защите инвалидов» обеспечивались лишь до 50-55%. По этим законам в федеральном бюджете были зафиксированы очень маленькие суммы на одного человека. И удивительно, что люди при этом так бились за эти законы.

Отсутствие реальных денег привело к серьезным проблемам в сфере транспорта. В свое время не было заложено достаточно средств на транспорт. А эпизодическими мерами эту проблему не решишь!

Что нам не удалось по этому закону, так это восстановить зубопротезирование. А зубопротезирование для пожилого человека – очень важная проблема. Ему необходима эта услуга, но средств у него, естественно, таких нет. Мы уже внесли поправку в 122 Закон.

То есть вы считаете, что 122-ФЗ позволяет нам пойти по тому пути, который избрали все западные страны?

В западных странах тоже существует система льгот, но там, в основном, люди рассчитывают на себя. У них даже величина прожиточного минимума существует, потребительские корзины, но они рассчитываются немного по другой методике. Там считается, что если ты успешен и ни в чьей поддержке не нуждаешься, то сам откажешься от этих льгот. А у нас все складывалось несколько иначе. СССР распался, цены взлетели, «шоковая терапия», нужно было хоть как-то поддержать население. В 1995 году принимается Закон «О ветеранах», который практически никогда не финансировался в полном объеме до 2005 года. И Закон «О социальной защите инвалидов», а также еще ряд законов, которые расширяли круг льготников. Законы принимались не от хорошей жизни, а от бедности. Настало время – победить эту бедность. Надо, чтобы экономика выздоровела, надо, чтобы средняя зарплата работников бюджетной сферы была не менее 75% зарплаты человека, работающего в промышленности. А также обеспечить достойные пенсии. Чтобы человек, который ушел на заслуженный отдых, мог позволить себе где-то отдохнуть, куда-то поехать.

Что бы вы еще отметили по итогам 2005 года?

Положительным итогом года, по моему мнению, является то, что наконец-то появились национальные проекты. И это тоже заслуга депутатского корпуса. Правительство нас не услышало, но президент услышал.

Стабилизационный фонд, с постоянно накапливающимися в нем средствами, был словно «священной коровой», которую нельзя трогать. При этом, чтобы не повышалась инфляция, и чтобы она не съела повышение зарплаты и пенсии, мы предложили вложить определенное количество средств в здравоохранение. Потому что здравоохранение у нас находится в таком состоянии, что там, в принципе, врач не выписывает более трех-четырех наименований лекарств. Чтобы поставить точный диагноз, надо элементарно сдать анализы, нужно лабораторное оборудование. Например, у вас больное сердце, но в поликлинике нет аппарата, на котором можно сделать кардиограмму. Сейчас все лечебные учреждения будут оснащены диагностическим оборудованием. Для этого нужны и дополнительные квалифицированные кадры на те рабочие места, где этого оборудования не было.

Еще один пункт – дорогостоящие центры высокотехнологичной медицинской помощи. Эти центры удовлетворяли потребности 15% населения, и к 2008 году планируется увеличить эту цифру до 60%. Будет построено 15 центров по всей стране, шесть – уже в этом, 2006 году. Каждый центр будет рассчитан на проведение до 10 тысяч операций в год. Это значит, что мы, красноярцы, получившие кардиохирургический центр на весь Сибирский федеральный округ, будем обеспечивать лечение всех нуждающихся в операциях людей. В наш центр будет завезено новейшее оборудование, и операции на сердце будут делаться не только в Москве, но и здесь, в Красноярске. У нас для этого все есть, в том числе и кадры. И Красноярская медицинская академия тогда заработает по-другому. Выпускник будет получать хорошее место работы.

Ну, национальные проекты не ограничиваются ведь только медициной…

Вот именно! На решение жилищных проблем по еще одному национальному проекту – «Доступное жилье» выделено на ближайшие два года чуть меньше 200 мрд рублей. Чем больше людей будет брать ипотечные кредиты, тем быстрее процентная ставка будет снижаться. Сегодня она 14%, завтра – 12%, послезавтра – 10%. Но не надо дожидаться, когда ставка будет 7 или 8%. Если вам сейчас нужно жилье, то берите кредит сегодня, как это делается во всем мире. Там родители начинают строить дом, а кредит зачастую продолжают выплачивать дети, а иногда даже внуки. Ты сегодня берешь кредит под 14% годовых, завтра этот процент снижается, а ты его еще не выплатил, тогда ты берешь еще один кредит, допустим, под 10% годовых, гасишь кредит под 14%, и продолжаешь выплачивать второй кредит. Жить нужно сейчас, не откладывая на завтра.

У нас в Красноярском крае работает программа для работников бюджетной сферы, которая предусматривает погашение части процентной ставки по ипотечному кредиту за счет бюджета, причем, чем больше в семье детей, тем большая часть погашается за счет государства. Пока проблема для многих заключается с первоначальным взносом. Сейчас он составляет 30% от стоимости жилья. Для работников бюджетной сферы остается практически невозможным взять такой кредит.

Когда мы начинаем осознавать наши задачи и что-то делать для их решения, все выстраивается в систему и начинает работать. Начнет нормально работать ипотека, начнется и строительный бум. В 2004 году было построено всего около 40 млн квадратных метров жилья. Задача к 2010 году – выйти более чем на 100 млн квадратных метров жилья. А для этого, опять же, нужны квалифицированные кадры.

И для жизни Красноярский край станет очень привлекательным. Разработка Ванкорского месторождения, строительство газопровода, достройка Богучанской ГЭС, достройка автомобильной дороги, железнодорожной ветки до Богучан, строительство алюминиевого завода и ЦБК, аэропорта. Кроме того, строительство в Красноярске кардиоцентра и национального университета. Представляете, сколько специалистов разных профессий нам понадобится – строители, нефтяники, газовики, инженеры, бухгалтеры, металлурги, энергетики, медики! Все эти профессии будут востребованы. А это значит очень большой приток рабочей силы на высокооплачиваемые места. Причем, поедет молодежь – а отсюда, в свою очередь, вытекает строительство жилья, создание семей, рождение детей. И Красноярский край сохранит свои лидерские позиции среди субъектов РФ!

Недавно вы приняли участие в сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге. Поделитесь своими впечатлениями от этого мероприятия. Насколько я знаю, на сессии прозвучала резкая критика России. Какие основные претензии?

Претензий к России всегда очень много. Вопрос в том, правомерны ли эти претензии. Я второй год работаю в Парламентской ассамблее и хочу отметить, что требования к России всегда были более жесткие. Жёстче, чем к любой другой стране, находящейся в процедуре мониторинга.

А что такое – процедура мониторинга?

Когда страна вступает в совет Европы, она принимает на себя ряд обязательств, которые должна выполнить. Мы вступали в Совет в 1996 году, когда Борис Ельцин баллотировался на второй срок. Для него одним из козырей в предвыборной кампании было вступление России в Совет Европы. На мой взгляд, в момент вхождения в парламент Совета Европы Россия взяла ряд обязательств, которые она заведомо не могла выполнить. Например, пункт отмены смертной казни. В нашем обществе еще много различных проблем, которые не позволяют нам отказаться от этой меры наказания. Представьте, если мы сегодня проведем референдум, уверена, что большинство россиян будет за смертную казнь.

Из числа проблем, которые на тот момент невозможно было решить – положение в тюрьмах, «дедовщина» в армии. Такие проблемы за один год не решишь, их надо решать комплексно, привлекая и силовые структуры, и все общество. Кроме того, наша страна представлена множеством национальностей и религий – и это наша особенность. Покажите мне в Европе еще одну такую страну!

Еще одна из претензий к России – вывод войск из Приднестровья. Я не уверена, что она обоснована. Потому что у нас там очень большое количество оружия. И если бы мы вывели оттуда наши войска, то неизвестно, в чьи руки попало бы это оружие, а если в руки бандитов, в том числе, и тех, кто воюет на территории Чечни с федеральными войсками.

Приведу такой эпизод. Слушается доклад о прохождении мониторинга Грузии, выступает господин Варейкис из Литвы и говорит о прогрессе, который есть в Грузии, о мониторинге, который она успешно проходит, говорит, что коррупции там нет, нет нарушений в тюрьмах, в общем, все замечательно. Я в своем выступлении ответила на ряд вопросов, в нерешении которых нас упрекали некоторые выступающие. Например, в том, что Россия способствует наращиванию конфликтов в Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье. Пришлось напомнить докладчику, что переговоры по урегулированию конфликтов и в Южной Осетии и Абхазии ведутся в постоянном режиме. Согласительная контрольная комиссия, сопредседателями которой являются представители России и Грузии, Южной Осетии и Абхазии, была проведена не далее как два месяца назад. Заседание ее было в Москве, она обсуждала план Саакашвили, и только один пункт в плане не был принят, это пункт расширения состава согласительной контрольной комиссии, по которому предлагалось включить США. И если этот план Саакашвили принимается, то какие могут быть разговоры, что Россия делает все для того, чтобы конфликт продолжался, т.е. иногда обсуждение вопросов доходит до абсурда.

Работа в Парламентской ассамблее требует очень большой отдачи. Помните, предыдущую делегацию возглавлял Рогозин. Там если что-то не понравилось – ультиматум, хлопнули дверью и ушли. А ведь политика – это компромисс возможного, когда сели за стол и смогли договориться, например, о том, что такая-то формулировка не соответствует действительности. Сейчас же комиссию возглавляет Константин Косачев. Он тоже получал образование в МГИМО, но если Рогозин заканчивал факультет журналистики, то Косачев учился на факультете международных отношений. Дипломатия –это не ринг для бокса. Это очень большая, трудоемкая подготовительная работа. Работа в комиссиях, в кулуарах. Косачев выстраивает эти отношения очень умно и тонко.

Так все-таки, каковы главные претензии к нам?

Главная проблема, которая позволяет критиковать Россию во всех докладах – это нарушение прав человека в Чечне. В Совете Европы есть люди, которые ненавидят Россию. Некоторые, на досье по Чечне, сделали себе карьеру.

До событий 11 сентября с нами вообще никто не хотел разговаривать, считая, что Россия в Чечне воюет с бандитами. И если 11 сентября косвенно изменил отношение к России, то Беслан значительно повернул сознание. До этого за рубежом не признавали, что в Чечне воюют наемники, ваххабиты а не повстанцы, как они их называли. И если Россия оттуда уйдет, то мало не покажется ни Дагестану, ни Кабардино-Балкарии, ни остальным. После Беслана произошел перелом. Спрашивается, неужели нужно было погибнуть детям, чтобы стало понятно, что там действуют нелюди… После укрепления государственности начали кричать, что идет откат от демократии, возврат к прошлому.

А на ваш взгляд, демократии было больше при Ельцине? Или при Путине? Демократия – это выбор и ответственность, но не выбор и анархия. Демократия это не синоним «возможно все». А тогда было возможно все. То, что сейчас происходит на Украине – напоминает мне времена хаоса, который мы пережили.

Второй поворот в сознании Европы – это кропотливая работа российских делегатов в комиссиях, приобретение друзей. Мы сейчас становимся более открытыми. Таким образом, этот подход помог нам внести поправки в вопросы, которые рассматривались на этой сессии в резолюции и рекомендации и по нарушению прав человека в Чечне, и по осуждению преступлений коммунистических режимов, в чем, конечно, большая заслуга руководства делегации.

В резолюции была попытка поставить знак равенства между преступлениями коммунистического режима и нацизма. Но ведь преступления коммунистических тоталитарных режимов совершались в определенной стране. Самоочищение страны началось еще 50 лет назад, с ХХ съезда партии, когда был осужден культ личности Сталина. Но докладчик об этом даже не упомянул. Рекомендовали переписать учебники, которые и так уже на сотню раз переписывались. Впервые в 2005 году в России не праздновали день 7 ноября – как день октябрьской революции. Уже много лет отмечается день жертв политических репрессий… И про это докладчик тоже ничего не сказал. Преступления нацизма должны быть осуждены мировым сообществом, потому что они были направлены против человечества в целом, а коммунистический режим совершал преступления в своей стране. И мы не насадили свои режимы в Восточной Европе, как это делал Гитлер, а помогли освободиться от фашизма… Если бы мы голосовали за эту резолюцию, то мы бы позволили осудить идеологию. А это ненормальная ситуация, когда демократическая Европа осуждает идеологию. Все гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Если бы им удалось принять резолюцию и рекомендации в первоначальном виде, то СССР стал бы ответственным за Вторую мировую войну вместе с Германией, это позволило бы героизировать пособников нацизма и т.д. Я уже не говорю о материальных счетах к России.

Вернемся к делам нашего региона. Известно, что в Красноярский край едет достаточно много трудовых мигрантов. Понятно, что с одной стороны, миграцию глупо ограничивать, так как определенная потребность в определенных кадрах есть. С другой стороны, такая миграция несет за собой и ряд определенных проблем – криминал, нелегалы и прочее. Как вы видите решение этого вопроса?

Справимся ли мы одни, не привлекая рабочей силы, еще и учитывая то, что молодежь постоянно уезжает? Вряд ли…

Приведу пример. В России зарегистрировано около одного миллиона мигрантов, а работают же, по некоторым данным, от трех до миллионов. Считаю, что миграции альтернативы нет. С этим надо просто согласиться. Противостоять миграции бессмысленно.

Здесь, в первую очередь, необходимо создать такое законодательство, которое позволит грамотно регулировать миграционные процессы. Сегодня к нам приезжают люди с непонятно какими специальностями. Работа правоохранительных органов здесь должна быть более жесткой и четкой. И, конечно, желательно исключить коррупцию в правоохранительной системе.

Государственный орган, работодатель, миграционная служба должны иметь перечень профессий, степень подготовки работников, которые нам нужны. Мы же пока идем «диким» путем – кто приехал, тот приехал.

Например, нужны нам рабочие на Ачинский глиноземный комбинат со средним уровнем образования – такую рабочую силу мы и должны приглашать в свою очередь, гарантируя ей либо место в общежитии, либо квартиру, и соответствующую зарплату. Мигрант работает, при этом работодатель платит налоги, а работник, получая зарплату, платит те же налоги, которые платим и мы с вами. Таким образом, работодатель не унижает человека, который у него работает, а местный бюджет получает подоходный налог.

Если идти цивилизованным путем, то мы придем к тому, что и дискриминация будет наказываться при приеме на работу. Потому что сейчас она есть при приеме молодых женщин, например. Потенциальную работницу при приеме спрашивают «будешь ли ты рожать?». А она для того, чтобы ее взяли на работу, говорит «нет, не буду». А если выясняется, что она ждет ребенка, то работодатель увольняет ее без выходного пособия.

Вы часто проводите встречи с избирателями. На ваш взгляд, какие вопросы сейчас больше всего волнуют людей?

Таких вопросов много – это жилье для ветеранов и участников войны, это коэффициент пенсий (у нас районный коэффициент 1.3, а утвержденный правительством 1.2, поэтому из федерального бюджета пенсии нашим пенсионерам выплачиваются по коэффициенту 1.2). Меня настораживает медленный темп написания и разработки правительством законопроектов для северных территорий.

Потому что два года назад президент проводил совещание в Салехарде, и там было дано задание правительству разработать пакет документов, касающихся северных территорий, в том числе и упорядочивания районных коэффициентов. Почему у той же Хакасии коэффициент 1.3, а у Красноярского края – 1.2, хотя мы соседние территории, а Хакасия располагается даже южнее нас?

Люди обращаются и по увеличению ежемесячной денежной выплаты вдовам, потому что такая выплата без социального пакета составляет всего 150 рублей и т.д.

А какие-то неожиданные просьбы избирателей приходилось выполнять?

Есть просьба помочь с ремонтом жилья пенсионерам. Мы помогали, особенно в год 60-летия Победы, и сейчас помогаем. В Сухобузимском доме ветеранов помогаю проводить праздники, дни рождения. У них пришли в негодность электроплиты, и в каждой комнате на плите стоит маленькая плитка, а это вообще-то небезопасно. Сейчас этой проблемой занимаюсь. По идее, муниципальное образование должно было отремонтировать плиты, а у них денег нет.

Иногда просят помочь трудоустроиться. Но здесь вопрос не совсем ко мне, а больше к исполнительной власти. Я только могу попросить кого-нибудь помочь это сделать. Были просьбы помочь по школьным автобусам. В Идре практически сразу же получили автобус. Я также обращалась, чтобы выделили три автобуса в Тюхтетский район. По одному, вроде бы, решен вопрос, а по остальным –остается открытым.

В Бирилюссах был вопрос по приобретению лодки. Когда там разливается река, один поселок в 600 жителей и близлежащие деревни остаются без связи с районным центром практически до осени. И нет лодки, которая бы перевозила людей. Мне пообещали решить проблему в следующем году, так как в этом году глава не успел проработать этот вопрос с финуправлением края

Когда вступал в силу 122-ФЗ, были вопросы населения по этому закону. Сейчас встал во главу угла 131-ФЗ о местном самоуправлении. Полномочия разделили, а достаточного количества денег не дали для выполнения этих полномочий. Еще один недочет этого закона, по моему мнению, это то, что у муниципальных образований отняли возможность создания и финансирования средств массовой информации. Я отправила обращение краевой ассоциации телевещателей в комитет ГосДумы по местному самоуправлению и региональной политики. В феврале эта поправка будет рассматриваться.

Насколько я знаю, кроме депутатской деятельности, вы сейчас еще и обучаетесь?

Это моя собственная инициатива. Когда сессия Государственной Думы утвердила меня в состав постоянных делегаций для работы в Парламентской ассамблее Совета Европы, я поняла, что мне не достаточно определенных знаний и опыта. Для того, чтобы у тебя было нормальное выступление, основанное на исторических фактах, для того, чтобы тебя слушали и принимали как серьезного собеседника, необходимо очень многое знать. Я пошла учиться в дипломатическую академию. Половину обучения уже прошла (1,5 года), сдала три сессии на «отлично». Но, хочу отметить, что получение второго высшего для меня не самоцель. Учиться на вечернем отделении депутату ГосДумы, которому уже не восемнадцать лет, три дня в неделю до девяти часов вечера и целый день в субботу – это тяжкий труд. Я практически лишила себя свободного времени. Кроме вечера субботы и воскресения нет других дней, чтобы сходить в театр или в гости к друзьям. Но все равно я не жалею об этом, потому что я закончила институт в 1978 году, и за это время изменилось очень многое. Уже под другим углом зрения смотришь на те процессы, которые у нас происходили. С высоты возраста и тех знаний, которые уже есть – учиться мне очень интересно.

 

Беседовал Александр Назаров

Рекомендуем почитать