Главная
>
Статьи
>
Вадим Юдин: «Мы приносим реальную пользу людям»

Вадим Юдин: «Мы приносим реальную пользу людям»

15.05.2006
0

Генеральный директор ГПКК «Губернские аптеки»


Вадим Юдин

Государственное предприятие Красноярского края «Губернские аптеки» было создано в ходе реорганизации государственных аптек в августе 2004 года. На сегодняшний день оно объединяет 154 аптеки, 79 аптечных киосков и 177 аптечных пунктов, всего 410 точек по краю. Кроме того «Губернские аптеки» обеспечивают медикаментами не только сеть своих аптек, но и 556 фельдшерско-акушерских пунктов в районах края. Наш корреспондент встретился и побеседовал о результатах работы предприятия с его генеральным директором Вадимом Николаевичем Юдиным.

Вадим Николаевич, со дня основания предприятия прошло более полутора лет. Оправдал ли себя принцип централизации, на основе которого и создавались «Губернские аптеки»?

Идея объединения государственных аптек края в централизованную сеть прошла проверку временем и доказала свое право на жизнь. Именно централизация позволяет сегодня предприятию «Губернские аптеки» в полной мере выполнять ту социальную нагрузку, которая на него изначально была возложена. Приведу конкретные примеры. Во-первых, благодаря централизации закупа и объединению товарных потоков нам удалось снизить цены на медикаменты. Заметнее всего это в районах края. Во-вторых, централизация позволила сохранить нерентабельные, но социально значимые направления работы. Ведь только такая мощная сеть как «Губернские аптеки» может содержать убыточные аптеки в небольших поселках и деревнях. Например, ни один частник не открыл бы аптеку в п. Бор Туруханского района, а мы это сделали и обслуживаем льготников и просто жителей этого отдаленного северного поселка. К тому же «Губернские аптеки» – единственные, кто занимается таким невыгодным видом бизнеса (но весьма востребованным среди населения), как изготовление лекарств. В структуре предприятия – 73 производственных аптек. Добавим к этому отпуск наркотических, психотропных и сильнодействующих лекарственных препаратов, который осуществляют «Губернские аптеки». Ни одна частная аптека не имеет на это лицензии. И даже имея ее, не стала бы этим заниматься, поскольку доставка и сопровождение этой категории медикаментов обходится очень дорого.

Хорошо, если для жителей края польза от создания централизованной аптечной сети очевидна, то, что дало объединение в единую аптечную сеть самим сельским аптекам?

Объединение уже положительно сказалось на состоянии многих сельских аптек края. Если раньше ассортимент сельских аптек не превышал полутора тысяч позиций, то теперь он сравнялся с городским – три-четыре тысячи. Кроме того, с централизацией произошло улучшение материально-технической базы и переход аптек на принципиально иной технологический уровень работы. В 2005 году мы установили компьютеры, электронную почту во всех районных аптеках сети. Но важно не только оснастить аптеки технологически, необходимо еще научить людей работать с программным обеспечением. И здесь тоже была проделана большая работа. Кроме того, все аптеки предприятия включены в план проведения капитальных ремонтов. Это полное переоборудование с использованием современных материалов и технологий. Регулярное повышение квалификации за счет предприятия – еще один очень важный момент. Мы понимаем, что в своей работе наши фармацевты и провизоры имеют дело со здоровьем людей, поэтому на подготовке кадров не экономим. Так, 15 мая у нас начинается двухнедельный семинар, который мы проводим совместно со специалистами фармацевтического факультета Томского медицинского института. Это сильнейший фармфакультет в Сибири. В рамках этого семинара 70 провизоров «Губернских аптек» повысят свою квалификацию, из них 30 человек из районов края. Наша цель: сельские аптеки не должны ни в чем уступать городским.


Фармацевт

Учитывая вышесказанное, в общем-то, это закономерно, что в 2006 году такая мощная сеть как «Губернские аптеки» выиграла тендер и получила право обслуживать льготников по федеральной программе дополнительного льготного обеспечения (ДЛО) в Красноярском крае. Почему не утихают попытки представить эту объяснимую победу предприятия как пролоббированное решение, которое, якобы, непременно приведет к монополизации льготного рынка медикаментов?

Да, действительно, сегодня по этому поводу развернулась бурная дискуссия в СМИ. Высказываются разные точки зрения. Но точки зрения, как известно, зависят от интересов и не более того.

Выбирая оператора по программе ДЛО, администрация края исходила из следующих принципов: доступность лекарств для населения, высокое качество продукции, целевое расходование средств. Работа «Губернских аптек» полностью соответствует всем этим требованиям. Даже самый поверхностный взгляд на ситуацию позволяет утверждать, что в части розницы «Губернские аптеки» дадут сто очков вперед другим претендентам.

Красноярский край – это огромный регион. Его территория протянулась более чем на три тысячи километров с севера на юг. И в таком деле как лекарственное обеспечение его населения, согласитесь «Губернские аптеки», в сеть которых входит 410 точек по краю (включая Игарку и Туруханск), и аптечная точка при складе в Красноярске – не конкуренты. Им, я имею ввиду аптекам, проигравшим тендер, объективно этот «орех был просто не по зубам».

Разговоры о том, что, дескать, «Губернские аптеки» завышают цены, тоже не выдерживают никакой критики. Государство установило предельные надбавки – и оптовые, и розничные – на все лекарственные средства, которые продаются в России. А льготникам они вообще отпускаются бесплатно.

А что касается монополизации льготного рынка лекарств?

Здесь в принципе трудно что-либо монополизировать. Есть закон о льготном обеспечении, есть льготополучатели. Мы же, вместе с еще 16 субъектами реализуем федеральный закон. О какой монополии идет речь? Государственный сектор на фармацевтическом рынке необходим. Поскольку есть ряд позиций, по которым частникам работать не выгодно. Например, повторюсь наркотические средства. Оборот небольшой, а затраты на организацию охраны – значительные. Будет частник этим заниматься? Конечно, нет. Тем не менее, есть больные люди, которым необходимы наркотические препараты, например онкобольные. В целом за обеспечение льготными лекарствами, включая дорогостоящие сахаропонижащие препараты, аптеки получают два процента прибыли. Уверяю вас, частнику такая прибыль неинтересна. Тоже самое с производством лекарств. Затраты превышают прибыль.

Давайте поговорим подробнее о работе «Губернских аптек» с районами края и отдаленными территориями.

Обеспечение медикаментами отдаленных поселков организовано через аптечные пункты и взаимодействие с фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАПами). Всего на территории края находится 1080 ФАПов, 556 из них уже обслуживаются «Губернскими аптеками». Наладить работу с остальными, особенно по части обслуживания льготных рецептов, мы планируем до 1 сентября 2006 года. Но для того чтобы это сделать, нужно движение навстречу со стороны муниципалитетов, которым они и принадлежат.


Коллектив

Там, где есть заинтересованность со стороны муниципалитетов, результат появляется быстро. Например, в Енисейском районе в конце апреля начались строительные работы на месте будущей аптеки в пос. Озерное. Кроме того, до конца лета в поселках Енисейского района будут открыты 4 новых аптечных пункта. Они действительно необходимы, ведь на территории района находится 32 ФАПа и 6 амбулаторий, и медикаменты они будут получать именно из этих аптечных пунктов.

Возвращаясь к вопросу льготного отпуска лекарств в крае. Как в настоящее время обстоят дела здесь?

Если говорить о текущем 2006 годе, то уже за первый его квартал в рамках льгот предусмотренных федеральным и краевым законодательством жители нашего края получили бесплатных лекарств на сумму почти 197 млн. рублей. Для сравнения, это в 2,3 раза больше чем за аналогичный период 2005 года.

В целом, прошлый 2005 год стал для нас годом обслуживания льготников. «Губернскими аптеками» было обслужено 2 миллиона 650 тысяч рецептов. Это огромная цифра! Но дело не только в количестве. О качестве проделанной работы и доверии к «Губернским аптекам» говорит тот факт, что с 1 января 2006 года только 26 процентов льготников отказались от социального пакета, в который и входит льготный отпуск лекарств. Этот показатель – один из самых низких по Сибирскому федеральному округу. Например, в Республике Алтай он достиг 58 процентов!

Это все внушительные цифры, но для нас они совсем не повод почивать на лаврах. Что касается льготного отпуска лекарств в крае, то пока здесь есть проблемы. И, к сожалению, решение многих из них зависит не только от нас.

В чем они заключаются?

Дело в том, что сама система дополнительного льготного обеспечения существует всего второй год. И одна из главных проблем – это дефицит препаратов. На сегодняшний день он составляет не более 4%. В первую очередь это связано с ежеквартальным изменением перечня льготных препаратов. По причине включения в список некоторых позиций, их потребление увеличивается в несколько раз. Соответственно, производители и фармацевтические компании не в состоянии удовлетворить эту возросшую потребность. Кроме того, предприятие «Губернские аптеки» не является собственником препаратов, отпускаемых по программе ДЛО, а лишь осуществляет их распределение среди льготников. И, конечно, мы напрямую зависим от поставщиков. Но хочу заверить, что мы делаем все от нас зависящее, в оперативном режиме работаем с поставщиками, с тем, чтобы в течение 10 рабочих дней, как положено по закону, обеспечить человека необходимыми ему льготными лекарствами.


Аптека

Для малообеспеченных красноярцев в краевом центре работают социальные аптеки, где цены на лекарства еще на 10 -15 % ниже, чем во всей сети «Губернских аптек». Скажите, планируется ли открытие таких аптек в районах края?

Действительно, в Красноярске работает 2 социальные аптеки. Покупая в них лекарства, малообеспеченное население, главным образом пенсионеры, которые не имеют льгот, серьезно экономит свой бюджет. Что касается территорий края, то уже в ближайшие месяцы наши социальные аптеки откроются в Канске, Минусинске и Лесосибирске.

Уникальность социальных аптек заключается в том, что никаких документов, подтверждающих социальный статус человека и его право на приобретение препаратов со скидкой, не требуется. В первую очередь, этот проект ориентирован на категорию граждан, которая нуждается в поддержке государства, но в силу различных причин не попадает под действие закона «О дополнительном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан», и, соответственно, не имеет право на получение льготных медпрепаратов. Причем в социальных аптеках нет ограничений по производителям: по специальной цене можно приобрести лекарства как отечественного, так и импортного производства.

«Социальные аптеки» – это некоммерческий проект, реализация которого возможна только в условиях крупной аптечной сети, какой является сеть «Губернские аптеки». И это еще раз говорит о том, что создание централизованной аптечной сети в крае было правильным решением исполнительной власти, благодаря которому сегодня предприятие «Губернские аптеки» работает и приносит реальную пользу людям.

 

Беседовал Максим Цыганов

Рекомендуем почитать