Председатель ассоциации официальных дилеров иностранных автопроизводителей в Красноярске
Родился 10 марта 1958 года в г. Долинске Сахалинской области.
В 1977 году окончил Назаровский энергостроительный техникум по специальности «Строительные машины и оборудование».
1977–1980 гг. учеба на вечернем отделении автотранспортного факультета Красноярского политехнического института по специальности «автомобили и автомобильное хозяйство».
1980–1983 гг. учеба на дневном отделении автотранспортного факультета Красноярского политехнического института по специальности «эксплуатация автомобильного транспорта».
После окончания института работал старшим мастером ОТК Центрального транспортного предприятия «Транссельхозтехника», завгаром Центрального райпищеторга, начальником автоколонны «Сельхозтранстехника».
С 1992 года возглавляет группу компаний «Медведь Холдинг».
Является председателем ассоциации официальных дилеров иностранных автопроизводителей Красноярского края.
Женат, имеет двоих детей.
Увлечения: все свободное время посвящает семье.
24 мая в МДВЦ «Сибирь» пройдет выставка «Автомобильная неделя Сибири». Организатором экспозиции выступает компания «КрасЭкспоцентр» при поддержке ассоциации официальных дилеров иностранных автопроизводителей в Красноярске. О том, что красноярцы смогут увидеть на выставке и как будет развиваться автомобильный бизнес в регионе, мы разговариваем с председателем ассоциации, генеральным директором компании «Медведь Холдинг» Николаем БЯКОВЫМ.
Николай Владимирович, насколько я знаю, ассоциация официальных дилеров иностранных автопроизводителей появилась в Красноярске относительно недавно?
Наша организация существует около двух лет. В нее входят компании, которые являются официальными представителями иностранных автопроизводителей в Красноярске: ПКФ «Крепость» (Audi - «Авангард», Toyota / Lexus - «Крепость», Ford «ФЦ Редут» Mazda - «МЦ Маршал», Volvo- «ВЦ Форпост», Land Rover- «ЛРЦ Форпост»), «Медведь Холдинг» (Mitsubishi, Skoda, Hyundai, Peugeot - «Медведь-Север», Volkswagen- «Медведь АТЦ», BMW - «ЭлитАвто»), «Атлантик Моторс» (Opel, Chevrolet, Renault, Nissan - «Красноярская дилерская компания»), «Орион» (Mercedes, Dodge, Jeep, Chrysler- «Орион»), «Техноцентр АСТМ» (Honda - «Техноцентр АСТМ»,Citroen «Фран Авто»). Сейчас на территории края мы представляем 22 бренда.
Почему возникла идея создать ассоциацию дилеров? В чем заключаются ее функции?
Главная цель создания ассоциации – организация цивилизованного автомобильного бизнеса в Красноярске. Чтобы не было нарушений прав потребителя, чтобы все было в рамках закона и правильного налогообложения. У нашей организации есть несколько основных функций. Первая – регулирование рынка: внутри ассоциации все компании-дилеры заключают различные соглашения и достигают договоренности по спорным вопросам. Ассоциация дает нам возможность быть совершенно открытыми по отношению друг к другу. Недавно, например, дилеры совместно приняли решение каждый месяц обмениваться данными о продажах автомобилей. Я считаю, в этом большой плюс не только для нас, продавцов, но и для наших клиентов. Опираясь на эти данные, покупатель может сориентироваться и узнать объективное положение дел на автомобильном рынке. Вторая функция ассоциации – охрана брендов и пресечение незаконного использования товарных знаков автопроизводителей, которых мы представляем на территории Красноярского края. Бывают случаи, когда под видом фирменных очень часто продают, например, фальшивые запчасти. Это очень серьезная проблема: человек покупает и ставит на свой автомобиль некачественную запчасть, она ломается, автомобиль попадает в аварию, что, как вы сами понимаете, может иметь серьезные последствия. Поэтому к вопросу охраны товарных знаков мы относимся очень ответственно.
В других регионах России работают подобные организации?
Ассоциации официальных дилеров иностранных автопроизводителей существуют и в Москве, и, насколько я знаю, в других регионах, где развит автомобильный рынок. В центральной части России они появились достаточно давно. Ассоциации создавались также для регулирования рынка и для того, чтобы отстаивать права и интересы официальных дилеров на уровне законодательства.
А зачем человеку идти к официальному дилеру, если машину можно купить, скажем, на авторынке?
Дело в том, что если человек купил машину у официального дилера, то он гарантированно защищен от подделок и мошенничества. Он приобретает действительно новую качественную машину, прошедшую все необходимые проверки. На каждый автомобиль производителем дается гарантия до 5 лет. Дилер также гарантирует сервисное обслуживание и своевременные поставки необходимых запчастей. А то бывает так, что люди покупают эксклюзивную машину, а ремонтировать потом ее негде.
И потом, новые машины брать у частников просто невыгодно. Человек везет автомобиль сюда через таможню по так называемому «красному коридору», при этом машина дорожает на 20–25%. В то время как официальный представитель завода провозит автомобиль по «зеленому коридору», наценка в этом случае значительно меньше.
А как обстоят дела со спросом на автомобили?
Спрос на машины, которые привозим, растет с каждым днем. Более того, мы даже реализуем машин меньше, чем теоретически можем продать. Дело в том, что у многих импортеров есть определенные годовые квоты на поставку автомобилей, установленные заводами-изготовителями. В настоящий момент наши продажи некоторых моделей автомобилей у официальных дилеров (членов Ассоциации) их полностью исчерпывают и даже превосходят. Бывает так, что человек хочет купить машину, а у дилера ее просто нет, потому что он исчерпал свою квоту. Квоты появляются из-за того, что мощности заводов распланированы и не могут обеспечить резко увеличивающийся спрос на ту или иную модель. И если в Европе рост/падение спроса прогнозируется с вероятностью до процента, то в России фактический спрос (на примере двух последних лет) значительно превышает эти прогнозы. Отсюда и дефицит. Поэтому, как правило, любой автомобиль, произведенный на заводе, фактически изготавливается под конкретную продажу.
С импортерами автомобилей мы работаем очень плотно. Работаем по их законам и правилам, принятым во всем мире. Любой автомобильный бренд обязывает обучать весь персонал компании, которая является его официальным дилером, выполнять принятые стандарты. Все наши работники проходят обязательную сертификацию, это касается и продавцов автомобилей, и механиков. Специалисты брендов проводят для нас выездные семинары, и мы сами обязательно отправляем сотрудников на стажировку в Москву и за границу. Здесь все также очень строго. Если, допустим, наш человек прошел обучение на заводе и потом уволился, бренд возлагает на нас штрафные санкции.
Ваша ассоциация представляет только иностранные марки автомобилей. К отечественному автопрому вы как относитесь?
Даже не знаю, стоит ли России сегодня пытаться наверстывать и догонять Запад. По-моему, это нецелесообразно. Мы очень сильно отстаем и по части технологий, и по качеству сборки машин. Помните, когда-то мы выпускали телевизоры, сейчас отказались: никто по этому поводу не страдает. Цепляться за отечественный автопром и стараться сейчас его вытянуть, на мой взгляд, бесполезно. Намного эффективнее идти по пути создания на территории России сборочных цехов западных компаний, чтобы сделать современные и качественные автомобили более доступными и дешевыми для россиян. И этот процесс уже идет.
Как вы считаете, что принесет автобизнесу края и ассоциации дилеров выставка «Автомобильная неделя Сибири»?
Эта выставка – моя давняя мечта. Я уже давно хотел, чтобы появилось время и место, где все члены нашей ассоциации смогли бы собраться и показать все, что сегодня могут предложить красноярцам. Могу сказать, что на «Автомобильной неделе Сибири» наши клиенты будут иметь уникальную возможность посмотреть все иностранные автомобильные бренды, которые официально представлены в крае. Возвращаясь к вопросу авторынков, я думаю, выставка покажет, что качественные машины стали намного доступнее для потребителя.
У вас был опыт проведения подобных выставок раньше?
Мы впервые будем проводить автовыставку под эгидой ассоциации. Это очень большое достижение. Хотя и раньше в Красноярске проводились автомобильные выставки, но это все было разрозненно. Проходили они на острове Отдыха, часть под открытым небом, часть в помещении, то есть в условиях, не приспособленных для таких выставок. Возможность проведения действительно серьезного экспозиционного мероприятия, которое отвечало бы всем нашим требованиям, появилась только, когда была построена «Сибирь». Мы воплотили нашу идею в жизнь. Кстати, могу сказать, что выставка «Автомобильная неделя Сибири» станет ежегодной. Мы уже сейчас заключили долгосрочный договор с выставочной компанией «КрасЭкспоцентр» на последующее проведение выставочных мероприятий. Мы постараемся делать выставку все лучше и лучше с каждым годом.
Расскажите немного о программе экспозиции.
Помимо демонстрации автомобилей, пройдут семинары, «круглые столы», а также различные конкурсы. У нашей ассоциации, например, есть идея провести внутренний конкурс, в котором мы будем оценивать работу друг друга. По итогам выставки планируем учредить номинации «за лучший выставочный стенд», «за лучшую презентацию автомобиля» и три специальные номинации: «лучший автомобиль бизнес-класса», «самый популярный автомобиль», «лучший внедорожник». При этом каждый бренд не может голосовать за себя. Поэтому все честно.
Могу также сказать, что выставку «Автомобильная неделя Сибири» посетят официальные делегации практически всех автопроизводителей, которых представляет наша ассоциация в крае. Заводы сейчас очень активно поддерживают региональных дилеров, потому что в центральных районах России постепенно идет насыщение автомобильного рынка, а у нас спрос на автомобили растет.
Сами какой автомобиль предпочитаете?
Я лично предпочитаю BMW. Эта марка, с точки зрения технологий и безопасности, идет на шаг впереди многих брендов. Сейчас она опережает других автопроизводителей, по моим данным, приблизительно на полтора года. Однако хочу подчеркнуть, что BMW это все же мой субъективный выбор. Я думаю, что наши клиенты смогут сделать свой, придя на выставку.
Беседовал Александр Назаров