В ролях: Винс Вон, Дженнифер Анистон, Джоуи Лорен Адамс, Джуди Дэвис, Джон Фавро, Винсент Д’Онофрио, Энн-Маргрет, Коул Хаузер, Джастин Лонг
Винсу Вону повезло – на съемочной площадке этого фильма он видел Дженнифер Анистон голой! Зрителям же, увы, повезло куда меньше – потому что тот же самый Винс Вон заслонил в кадре весь проход голой Дженнифер Анистон по коридору своей здоровенной ряхой! Поймите меня правильно – не то, чтобы я долгими и бессонными ночами грезил о том, что мне когда-то доведётся увидеть Дженнифер Анистон голой. Просто если бы её всё-таки показали нагишом, в фильме «Развод по-американски» было бы хоть какое-то светлое пятно.
Американское кино про отношения – это вообще отдельная тема, заслуживающая собственного научного исследования. При просмотре такого кино часто кажется, что у американцев вместо сердец – такие специальные встроенные калькуляторы. И вот сидят они каждый в своём персональном закутке и подсчитывают на этих попискивающих калькуляторах, кто кому сколько отдал и сколько получил взамен. Дебет с кредитом сводят прямо. В комплекте к такой бухгалтерской сноровистости часто идёт отчаянная инфантильность и как бы само собой подразумевающийся эгоизм. Картинка получается довольно брутальная – великовозрастные детки-эгоисты с кассовыми аппаратами внутри думают, что это любовь, хотя на практике получаются чистой воды товарно-денежные отношения, где каждый сам за себя, и даже тамбовский волк тебе не товарищ.
В принципе, «Развод по-американски» – далеко не первый фильм, в котором вырисовывается такая картина. Просто обычно это всё проходит лишь фоном к какой-то центральной истории, а тут оно безжалостно выволочено на авансцену и оставлено потеть в направленных прямо на него лучах софитов. Впечатление складывается жуткое – хотел бы я посмотреть в глаза тому человеку, который пришлёпнул к «Разводу» ярлык «романтическая комедия». Центральная история «Развода» ни капли не романтична и болезненно не смешна – что вполне могло бы отлично сработать, если бы эта история не была плотно усажена в самый центр типичнейшего для романтической комедии антуража. Второй план по самое не могу насыщен всевозможными забавными персонажами, каждый со своим небольшим выходом из-за печки. На исполнение этих маленьких ролей загадочными образом брошен невероятно мощный актерский арсенал – Джуди Дэвис в роли эксцентричной владелицы галереи, где работает героиня Анистон, Винсент Д’Онофрио (отличный) и Коул Хаузер (неплохой) в роли братьев и партнеров Винса Вона, Джон Фавро в роли его слегка пришибленного друга-бармена, Джастин Лонг в качестве симпатичного, пусть и чуток с приветом, гомосексуалиста-помощника Анистон. Этот карнавал веселится и фонтанирует, однако никак не может скрыть тот факт, что в центре фильма всё же скрывается нечто неприятное.
История двух влюбленных, которые разорвали отношения, но при этом оба отказываются съехать из совместно купленной отличной квартиры, не лезет ни в какие ворота. Для попытки честного взгляда на неприятную сторону отношений в ней слишком много надуманного, для гротескного, чернушного изображения семейной жизни а-ля «Война в семействе Роуз» она слишком беззуба. Нет в ней ни драмы, ни комедии – только неприятное зрелище бесконечно ругающихся опостылевших друг другу людей. Лучше всего в «Разводе по-американски» передано тихое смятение друзей семьи, по недоразумению оказавшихся в эпицентре семейного скандала. Видно, как неловко замерли они на диване, как переглядываются между собой и отчаянно пытаются сообразить, как бы половчее улизнуть отсюда. И зритель на просмотре «Развода по-американски» испытывает те же самые ощущения – если он, конечно, не злобный вуайерист, получающий удовольствие от созерцания чужих малоприятных дрязг.
Серж Кочерыжкин
Автоответчик и бронирование билетов - (3912) 911-001