Гельман – лоцман Глазьева
В прошлом выпуске «политобзора» я писал об ушедшем в отпуск юкосовце Невзлине. Ходорковский не доверяет пока ему бизнес-пиар своей компании в критической ситуации. Зато Невзлину вполне по зубам может оказаться руководство выборной кампанией «Яблока». «Яблоко» пока не начало шуметь на полную катушку в отличие от ЛДПР или Народной партии. В Народной партии кампанией занялся весьма уважаемый представитель российского экспертного сообщества, директор Центра политических технологий Игорь Бунин. Бунин пользуется заслуженным признанием у столичных журналистов, и его мнение часто звучит в прессе по самым актуальным проблемам российской политики. Кампанией одной из ключевых фигур этих выборов – кампанией Глазьева – руководит нашумевший специалист Марат Гельман. Сейчас он возглавляет Экспертный клуб Первого канала. Друг Глеба Павловского, эпатажный скандалист-галерейщик, он раскручивал Кириенко на выборах московского мэра, работал на Чубайса.
Ведомый Гельманом, Глазьев окончательно утвердился в намерении формировать собственный блок, несмотря на предложение Зюганова сделать его спикером в следующей Думе в обмен на лояльность к КПРФ. Сейчас у Глазьева самый низкий антирейтинг. Ему в союзники в меньшей степени требуются профессиональные политики типа Рогозина, чтоб не испортить общую картину. Скорее всего, Сергей Юрьевич до последнего будет избегать прямой конфронтации с компартией. Думать, что такую конфронтацию ему будут навязывать в администрации президента – слишком примитивно. Скорее, все будет гораздо тоньше. КПРФ имеет мощнейший иммунитет против любых подстав, подмен и провокаций. Избиратель этой партии закален в политических водоворотах и прорубях как морж. Потому КПРФ следует душить в объятиях. Глазьев возьмет голоса тех, кто настроен левопатриотически, но не голосует за коммунистов принципиально по соображениям разного характера – от личной идиосинкразии до чувства исторической справедливости. Этот сектор очень велик. А электорат КПРФ устойчив и консервативен. Потому воспринимать блок Глазьева только в качестве подножки Зюганову типа пресловутой партии пенсионеров или селезневской ПВР нельзя. В команду Глазьева быстрее впишутся духовные и культурные лидеры общества, но не, повторюсь, штатные говоруны с политическим уклоном в проституцию.
Кто подставил Быкова?
Второй раз за относительно короткий период Анатолий Быков заключает сомнительный политический союз. Только что утихли страсти вокруг Президентского клуба и г-на Тараканова, как на смену Тараканову пришел юный комсомолец Волков. Союз Волкова и Быкова, конечно, еще более одиозен, чем совместная февральская пресс-конференция с чернобыльцем. Хотя бы потому, что в случае с Президентским клубом Быкова могли дезинформировать, «взять на понт».
В случае с молодым ленинцем – такого быть не могло. Волков местный, весь на виду, сколько он стоит, тоже всем хорошо понятно. Впрочем, факт «покупки» и не скрывался. О нем было заявлено публично. Посыл действий Быкова также ясен – хотелось поставить на место комстарцев – и он сделал это. Нет сомнений, что режиссировал сие действо Олег Пащенко. Наехать на Юрчика для Пащенко – это первостепенная задача. Но кого хотели задеть помимо Юрчика? Ведь мораль у этой басни настолько проста, что даже уборщицу тетю Груню не обманет. Коммунисты провели разъяснительную работу – на конференции должны были избрать нового лидера комсомольцев вместо Сайбеля (Волков лишь исполнял обязанности Сайбеля), но не хотели избирать вожаком Волкова. Вот Волков и сделал ход конем – ушел «красиво». Симметричный ответ у крайкома КПРФ не получился. А то представляете – на следующий день после выступления дуэта Волков-Быков совместная пресс-конференция Юрчика и Блинова, где Блинов рвет с патроном и вступает в КПРФ. Такого, конечно, не было. Потому и разъяснения на словах. Но на месте Быкова нужно держаться подальше от подобного рода молодежи. Ибо, единожды предав, молодой человек остановиться на этом вряд ли сможет. Впрочем, сам Петрович, похоже, это хорошо понимает. Ведь политические уроки, преподанные ему жизнью, были горьки. Гораздо интереснее, что еще придумает нам Пащенко в ближайшие месяцы. Он серьезно активизировался. Задружил с Хлопониным. По некоторым данным, даже чаи с губернатором дома гонял. То есть, заручившись поддержкой двух центров силы в крае он сможет показать нам такие трюки… Ведь Олег Анатольевич человек творческий.
ФПГ в российской истории
Возвращаясь к теме ФПГ (кстати, на этой неделе заседание Экспертного комитета на тему «ФПГ и государство»). А ведь ничего нового в идее ФПГ для России нету. В дореволюционной России мощнейшие ФПГ создавались купцами-старообрядцами. В частности, Павел Павлович Рябушинский уже тогда успешно создавал финансово-промышленные группы, но делал это, в отличие от нынешних олигархов, в абсолютно русском ключе. Степан Лианозов жестоко конкурировал с западным капиталом и, прежде всего, с домом Ротшильдов. С Ротшильдами масштабную экономическую войну вел и Павел Рябушинский. Старообрядческий поэт Виталий Гриханов писал:
«Вы сожжёте наш дом –
Сами мы не сгорим,
Вы хлеба наши топчете – пусть;
Мы не Мерв, не Хорезм,
Не Царьград и не Рим,
Мы сильней, мы священная Русь!»
Кто-нибудь из нынешних олигархов способен произнести эти строчки так, чтоб ему хоть кто-нибудь поверил бесплатно? Ответ очевиден. Так что беда не в самих ФПГ, а в том, что в головах у их владельцев. Английский футбол или экономический суверенитет России.
Павел Клачков