Все люди, интересующиеся жизнью и тем, что в ней происходит, в той или иной мере знакомы с гонзо-журналистикой, даже если не знают, что это такое. Пришло время разобраться с мало кому понятным словом гонзо.
Сразу оговорюсь, носатое существо из «Маппетс-шоу» по имени Гонзо к теме сегодняшнего обзора не имеет никакого отношения.
Понятие «гонзо-журналистика» – калька с английского словосочетания gonzo journalism, введённого в употребление застрелившимся год назад Хантером С. Томпсоном, знаменитым американским журналистом и писателем. Доктор Гонзо – главный герой его автобиографичного романа «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» – получил своё имя благодаря редактору еженедельника The Boston Globe Биллу Кардоза. Это именно он назвал раннее творчество Томпсона «чистейшим Гонзо».
Говорят, что на сленге бостонских ирландцев словом «гонзо» называли победителя «пивного марафона», того, кто дольше других участников продержится в вертикальном положении. Изначально же лексема заимствована, по всей видимости, из итальянского gonzo – «дурак, глупец».
Гонзо-журналистикой называют такой стиль ведения репортажа, когда журналист оказывается в центре описываемых им событий и принимает в них самое активное участие, причём повествование ведётся в неординарной манере – вызывающе, без стеснения в средствах выражения своих мыслей и ощущений. Впрочем, сейчас на Западе, говоря о гонзо, не обязательно подразумевают исключительно журналистику. Появились такие направления, как гонзо-фотография и гонзо-кинематограф, характеризующиеся непосредственным участием фотографа или оператора в процессе съёмки, когда в кадре появляется он сам, целиком или фрагментарно.
Не знаю, насколько здесь уместен следующий экскурс, но во время написания обзора мне вспомнилось, что в детстве мы часто использовали сленговое словечко «гонза», обычно нарекая им человека, который «гонит», то есть несёт чушь, врёт и тому подобное. Любопытное совпадение, не правда ли?