Главная
>
Статьи
>
Юрий Серков: «Позорить мундир не надо!»

Юрий Серков: «Позорить мундир не надо!»

26.06.2007
0

Военный комиссар Красноярского края


Юрий Серков (в центре)

Юрий Александрович, во-первых, поздравляю с назначением. Вы не так давно в Красноярском крае, и многим, наверное, хотелось бы узнать о вас как о человеке подробнее. Может, начнем с хобби, увлечений?

Не знаю, как к этому можно относиться, но я, к сожалению – или к счастью? – не рыбак и не охотник. Даже курить не начал, прежде всего потому, что времени не находил для этого. Не раз задавал себе вопрос, что в моей жизни может доставлять мне удовольствие. Честно скажу: удовольствие – это быть полезным людям и делать добро. Конечно, в рамках закона – вот это мое хобби, как хотите, так и понимайте.

А любимые книги, музыка?

Слушаю и популярные, хитовые, так сказать, песни, но в большей степени нравится, когда есть какая-то смысловая нагрузка. Вот был такой оркестр Поля Мариа – красивая музыка, прямо льется откуда-то сверху. Классика, безусловно, нравится. Что касается книг, больше люблю по-настоящему реалистическую прозу о жизни настоящих людей, историческую литературу, причем необязательно военную.

Как пришли на работу в военный комиссариат?

Откровенно говоря, если бы в 1973 году, когда я поступил в Омское высшее общевойсковое командное училище имени Фрунзе, кто-то бы предсказал мне судьбу, вот, мол, будешь заканчивать службу в военном комиссариате, я бы удивился. Никогда не мыслил об этом, и даже не снилось! Но, действительно так случилось, что являюсь военкомом уже второго региона России.

Причина простая: в 2002 году мои родители сильно болели, вернее, как уже потом оказалось, находились при смерти. Поэтому я написал командованию рапорт с тем, чтобы с Дальнего Востока перевестись поближе к ним, к Омску. Но, к сожалению, в ряду всех предлагаемых должностей в этом регионе в основном были должности военкомов. В итоге оказался в военном комиссариате Тюменской области, это был единственный подходящий вариант, от которого я не смог отказаться, потому что мне важно было быть поближе к моим нуждающимся в помощи отцу и матери. Хотя сейчас бы мог командовать одной из дальневосточных армий, коль скоро я заканчивал академию ГенШтаба. Предлагали стать и заместителем командующего войсками округа.

Насколько резким оказался контраст между службой в армии и работой в системе военкоматов?

Когда мне только начали предлагать перейти на службу в военкомат, я чуть не разрыдался, только не от счастья, а от горя. Вот тебе на, думаю, дослужился. Но потом как-то отношение это изменилось. Во-первых, у меня уже тогда было убеждение, что служба эта очень ответственная, и не ошибся. В военкомате работы море: это же не только призывная работа. Ведь для того, чтобы человека призвать в армию, его надо подготовить еще в школе, и военкоматы стоят во главе этой подготовки. Мы отвечаем и за то, чтобы в армию шли здоровые люди, а это значит, что надо со здравоохранением сотрудничать, отслеживать состояние призывников. Сколько упреков к нам предъявляется, и не всегда без оснований, в том числе и от СМИ, что, допустим, призван больной. Вспомнить можно случай Андрея Сычева – ну, если он в школе еще от физической подготовки освобождался, то как же его призвать-то могли! Значит, нарушение было по части медицинского обследования. И другие примеры где-то есть с менее тяжкими последствиями. Все это наша ответственность.

Вообще, вся оборона государства от комиссариатов зависит, поскольку они занимаются решением мобилизационных задач. Вся пенсионная работа с офицерами запаса, с ветеранами, с участниками боевых действий ведется нами. Важнейшая задача сегодняшнего времени – переход на контрактную основу – опять же забота военкомата. Сборы резервистов, полный военный учет и многое другое. Уж и не говоря про подготовку грамотных профессиональных кадров для самих военкоматов, ведь здесь огромная нормативно-правовая база, масса руководящих документов. Это же все, как минимум, близко к тексту надо знать, потому что ошибаться.

Вам приходилось сталкиваться с таким нарушением закона, которое часто приписывают нашим военкоматам – взяточничество, коррумпированность?

Придя в Тюменскую область в 2002 году, я уже знал, что определенные проблемы есть, и начал работать в этом направлении, отслеживать ситуацию. Поначалу казалось, что ничего подобного нет, но через два года один факт все-таки выявили. В военкомате города Тобольска одна дама – председатель военной комиссии, занималась неблаговидным делом. Попросту говоря, больных делала здоровыми, а здоровых больными. И производила она эти превращения небескорыстно. В итоге – семь лет тюрьмы.

Насколько распространено это зло, говорить сложно. Ведь основная проблема взяточничества в том, что происходит всё скрытно. Слава богу, иногда хватает кому-то сообразительности сообщать о вымогательстве взятки в компетентные органы и мздоимца берут с поличным. А самое страшное в этом позорном явлении, когда в результате него в армию вместо здорового человека, который нашел способы уклониться, идет больной. А так может происходить, потому что план по набору есть, и его надо выполнять. И этот больной потом не выдерживает тех колоссальных нагрузок, которые предполагает служба, отсюда и суициды, и прочее.

Вы говорите, взяточничество скрыто, но ведь результат налицо: встречаются военкомы, у которых в гараже стоит коллекционная иномарка, а за городом дача в несколько гектаров.

Лично у меня в Тюменской области ничего подобного не наблюдалось, да и здесь я дачи выстраивать не собираюсь. Что еще можно сказать? Тут, может быть, как раз могут оказать помощь СМИ: проводить свои расследования, выявлять факты, привлекать прокуратуру. Лично я готов это только поддержать. И если кто-то попадется, и в отношении него обвинение будет доказано, добрых слов в защиту говорить не буду. Потому что такая вот ложка дегтя перевесит все то доброе, что сделано офицером за годы безупречной службы. Позорить мундир не надо.

Как получилось, что сейчас вы будете работать именно в Красноярском крае?

Согласно приказу о ротации кадров было предложено сменить регион. Варианты были от Краснодарского края до Красноярского. В Омскую область снова перевестись не удалось и я, конечно, выбрал Красноярский край. Во-первых, сам сибиряк, во-вторых, край большой, а это значит, работы много. Но еще край и перспективный, поскольку в последнее время все, что связано с новациями в современной жизни страны, происходит в первую очередь здесь. Не говоря уже о том, что это просто красивая яркая земля, и, что самое ценное, как я себе отметил, здесь хорошие люди – и доброжелательные, и внимательные, а главное, обязательные. Никогда не говорят о том, чего не собираются делать. А это самое дорогое.

Успели оценить, насколько качественно в регионе налажена работа красноярских комиссариатов?

По сравнению с тем, в каком состоянии находились дела в Тюменской области, когда я туда пришел, в Красноярском крае дела обстоят значительно лучше. Есть недостатки организационного порядка, но, насколько я знаю, по итогам учетно-призывной работы 2005 года красноярский комиссариат занял третье место в России. Есть здесь достойные офицеры, которые четко выполняют свои обязанности, а с теми, кто еще где-то отстает, будем работать, исправлять недочеты.


Юрий Серков

Есть у нас в Железногорске печально известная часть № 3377, которая занимается охраной ГХК. Недавно там произошло очередное ЧП, и вы обещали лично посетить часть и ознакомиться с проблемами. Есть информация, что командование части как-то неправильно восприняло ваши намерения.

После моего заявления, действительно, возникло определенное непонимание. Командование части, которая, как известно, принадлежит внутренним войскам и подчиняется МВД, считает, что я как представитель структур Минобороны не вправе был вмешиваться в их деятельность. Вроде бы как разные ведомства – а военный комиссар ставит такой вопрос. Да, может быть, я был некорректен, и поэтому прошу извинения у тех, кого нехотя обидел. Но я как комиссар отвечаю за призывников перед всеми папами и мамами, а значит, теми или иными способами должен влиять на ситуации, когда жизнь и здоровье солдат находится под угрозой.

Ну, почему я, будучи военным комиссаром Тюменской области, мог выходить на командира дивизии генерала Устинова, который выполнял задачи в Челябинской области на небезызвестном «Маяке», и решать проблемы, а здесь вдруг кто-то обиделся? Почему материнское сердце должно разрываться в клочья от мысли «как там служит сын?». Ну, наверное, как-то же нужно влиять на ситуацию. Если надо, подключить и законодательную власть и исполнительную.

У вас есть наработанные на личном опыте действенные методы борьбы с дедовщиной? Можно ли ее в принципе искоренить?

Нужно смотреть в корень, откуда что берется. А ведь всё идет от воспитания в семье. У нас ведь некоторые родители специально учат ребенка как, извиняюсь, бойцовскую собаку: «Ты давай, сынок, ударь в глаз, если надо». Я понимаю, когда для самообороны человек может за себя постоять. Но и боксер хороший должен понимать, что его возможности значительно превосходят возможности других, и не применять свои навыки без повода. А у нас же и в школах, и во дворах, кто сильнее, тот обижает слабого. Потом продолжают то же самое в армии.

Я точно могу сказать, что большинство командиров кровно заинтересовано в том, чтобы был порядок – днюют и ночуют в воинских частях. Налаживают работу с младшим командным составом, с сержантами, которые непосредственно рядом с солдатами всегда находятся.

Сегодня мы обсуждаем – переход на контрактную службу, это благо или нет? Так самое жуткое, что у нас и среди контрактников проявляется дедовщина. Вернее, это уже не дедовщина, а конкретное нарушение закона, «казарменное хулиганство», потому что у них и призыв один, и срочную службу они уже проходили. Тут надо жестче подходить и к рядовым, и к старшим по званию.

Бытует мнение, что какие бы чудовищные формы ни принимала дедовщина, вплоть до тяжких последствий, командиру части редко приходится нести ответственность.

Это не так. Каждый командир отвечает за состояние дисциплины в своем подразделении и персонально за каждого солдата. Другое дело, что некоторые особо наглые и дерзкие «старослужащие», зная, что за их же проступки достанется командиру, намеренно совершают провокационные проступки. Причем используют для этого молодых солдат, заставляют самовольно оставлять часть или еще как-то нарушать дисциплину.

Те реформы, которые происходят сейчас, способны изменить ситуацию?

Я думаю, во-первых, те, кто пойдет служить по контракту, уже готовы к службе и с дисциплиной здесь особых проблем быть не должно. Во-вторых, на срочную службу сейчас стали призывать больше образованных людей, со среднеспециальным образованием, даже с высшим. То есть мы уйдем от того положения, когда набирали в основном безграмотных, невоспитанных людей, они даже не будут вскоре иметь возможности служить. Конечно, это повлияет самым положительным образом.

Не первый год в Государственной Думе, по опыту развитых европейских стран, обсуждается закон о том, чтобы должности во власти не могли занимать люди, не прошедшие военную службу. Как вы относитесь к такой перспективе?

Зависимость карьерного роста от факта службы – это справедливо. Я как оптимист думаю, рано или поздно этот закон примут, и он вступит в силу. И этот момент не за горами. В 2008 году мы перейдем на один год службы по призыву, изменится качество в лучшую сторону, появится конкурс для желающих пойти служить, вот тогда и изменится само отношение к армии, она станет неотъемлемой частью института государственной службы.

Та армия, которую сейчас имеет Россия, способна выполнять боевые задачи, защищать страну от современных угроз?

У нас есть оружие сдерживания – ядерный потенциал. И это, конечно надежный щит от внешней угрозы. Но не дай бог, чтобы нам когда-то пришлось применить это оружие. Должны быть и подразделения для выполнения локальных задач, мобильные и компактные. И такие вооруженные силы сейчас создаются. Подразумевается и сокращение общей численности войск, оснащение их современным оружием.

Сокращается срок службы по призыву, и ходят слухи, что для того, чтобы компенсировать снижение численности солдат-срочников, которое автоматически произойдет, будет увеличен призывной возраст. С 27 до 30 лет, например.

Первый раз слышу такое предположение. Не вижу в нем смысла. За девять лет с 18 до 27 лет есть время, чтобы гражданин мог отслужить.

Как вы лично относитесь к заявлениям, что по Конституции у все есть равные права, но почему-то в армии служить должны именно мужчины, а женщины обязательному призыву не подлежат?

В истории России есть немало достойных и славных моментов, но такого, чтобы женщины в массовом порядке шли в войска, не было. Но запрещать искусственно и говорить, что женщина не имеет права служить тоже неправильно. Собственно, никто и не запрещает. У нас есть и военно-учебные заведения, которые женщин набирают. Есть потребности и в финансистах, связистах, медицинских работниках – это вполне женские специальности и нет проблем, пусть они там служат. Но, извините, как в израильской армии, когда женщина может быть танкистом, это уже никуда не годится. Дело ли женщины быть в танке? Наверное, не есть хорошо, когда от женщины будет пахнуть не духами, а мазутом.

Кстати, есть такая современная мода среди парней на пирсинг, серьги. В армию, наверное, в таком виде не берут?

Я, честно говоря, пока не видел, но ради интереса в Красноярском крае задамся вопросом, есть ли у нас призывники, которые служить идут с серьгами в ушах или в носу. Если вы говорите, что есть, то это меня весьма удивляет. Я даже если б увидел, я бы индивидуально поговорил. Мода может быть, какая угодно, но только не в армии. Отслужи – а потом хоть как ходи.

Альтернативная служба, по вашему мнению, оправдала свое появление?

Я вообще считаю альтернативную службу каким-то аномальным явлением, нездоровым. Тем более что «альтернативщиков» иногда определяют в различные хосписы через Министерство труда, а не в Вооруженные силы. В принципе, в армии для них место есть. Пусть занимаются хозяйственной деятельностью, подсобными работами, животных выращивают. Закон этот принят и, если вероисповедание не позволяет солдату стрелять из автомата, вопрос решаем.

По поводу вероисповедания: иногда возникает впечатление, что откуда-то сверху в войска спущен приказ поддерживать исключительно православие.

Такого приказа нет и быть не может, потому что Россия – многоконфессиональное государство. Как тогда быть с мусульманами, иудеями? Я вообще считаю, что религия – это вещь интимная. Но все мы, вне зависимости от конфессии, должны думать не только о загробном мире, но и о том, как мы относимся к тем, кто рядом с нами. Чем человек больше делает для общества, тем больше к нему и уважения.

Много говорят о реформировании и внешнего вида современного российского солдата. Исчезнет из обмундирования кирзовый сапог?

Я вас уверяю, лучшей обуви, нежели сапог, для боевой обстановки нет. Например, те же шнурованные ботинки, если идти по мокрой траве или мелкому броду, все равно набирают воду. В этом отношении сапоги предпочтительней. Другое дело, что в зависимости от обстановки, если речь идет о занятиях в помещении, об увольнительной или еще в каких-то случаях, разумней было бы сапоги заменять на какие-то ботинки, полуботинки. Но я думаю, что и к этому мы придем.

Последний вопрос, уже от читателей: правда ли, что в армии солдат кормят бромом?

Честно говоря, если бы не СМИ, мне бы такое никогда в голову бы не пришло. Проконсультируйтесь у врача, что такое бром, полезен ли он. Я понимаю, что все эти вопросы всегда задаются с целью затронуть интимную тему. И я хочу сказать, что армия – это такая хорошая возможность для молодого человека проверить чувства. И свои собственные, и той подруги, которую он оставляет. И если она не дождалась тебя, радуйся, что не связал с ней свою судьбу. Тем более, как раз после армии молодому парню найти себе девушку не проблема. А если она дождалась, скажи спасибо армии, что дала возможность испытать чувство и позволила сделать правильный выбор.

Беседовал Антон Андреев

Рекомендуем почитать