В ролях: Мэтт Дэймон, Джоан Аллен, Джулия Стайлз, Дэвид Стрэйтерн, Альберт Финни, Скотт Гленн, Пэдди Консидайн
Продолжительность – 111 м
Ну что ж – шпион, который пришёл с холода, ушёл обратно. Пять лет реального и почти шесть часов (в сумме) экранного времени потребовалось Джейсону Борну для того, чтобы узнать, кто он такой и что с ним произошло, и понять, что это в сущности ничего не меняет. И хотя «Ультиматум» завершает трилогию как-то чрезвычайно правильно и очень продуманно, всё равно остаётся чувство некоторой неудовлетворённости.
Чем ближе Джейсон Борн подбирается к ответам на вопрос, кто он такой, тем быстрее развиваются события – к третьей части постановщик Пол Гринграсс берёт такой темп, что первый фильм, кино вполне динамичное и захватывающее, в сравнении начинает казаться неторопливой элегией. Чуть ли не все свои два часа «Ультиматум» несётся к развязке, сломя голову, лишь изредка притормаживая на минутку-другую на поворотах. В угоду этой динамике Гринграсс отдаёт практически всё остальное – «Ультиматум» снят максимально лаконично, почти стерильно, не отвлекаясь на пейзажи, как «Идентификация», или на сложное, выразительное освещение, как «Превосходство». Фильм окончательно становится похожим на своего героя – стремительного, брутального, эффективного убийцу. Так же, как и Борну для убийства противника не потребуется ничего, помимо двух пар трусов и словаря, так и «Ультиматум» управляется с делом при помощи двух простейших, казалось бы, вещей – сценария и мощного актёрского состава.
Бессменный сценарист «Борнов» Тони Гилрой сворачивает трилогию чрезвычайно грамотно, подшивая к делу все детальки из предыдущих частей – финал смыкается с началом, всё проходит полный цикл, даже отношения с девушками. Актёры же – традиционно сильное место сериала. Джоан Аллен и Дэйвид Стрэйтерн в ролях противоборствующих оперативников ЦРУ – просто загляденье, да и постоянная героиня сериала Джулия Стайлз в третьей части получает вдруг неожиданно проникновенное развитие.
И всё бы было хорошо и прекрасно, если бы не одна особенность режиссерской манеры Пола Гринграсса, что серьёзно портила ещё вторую часть – его отношение к сценам действия. Там, где нужно напряжение и саспенс, у Гринграсса всё отлично – однако стоит только начаться непосредственному экшену, как его оператор и монтажёр будто напрочь срываются с цепи. Один лихорадочно мечется вокруг происходящего, а второй монтирует получившиеся кадры в такую визуальную кашу, что не разобрать – кто, что, с кем и как. Отличный пример – продолжительная сцена с погоней по крышам в Танжере. Пока Борн пытается догнать киллера, скрываясь одновременно от преследующих его копов – от экрана не оторваться. Когда же они с киллером, наконец, находят друг друга, начинается лихорадочное мельтешение, в котором приходится ориентироваться чуть ли не по звуку. То же самое и с финальной автомобильной погоней – она смонтирована так рвано, что совершенно невозможно понять, кто куда, зачем и почему едет. Более того, второй фильм завершала практически идентичная погоня (Борн на угнанном государственном транспорте, киллер на большом черном джипе), в которой точно так же ни черта не было понятно. Странная на самом деле ситуация для шпионского триллера – обычно они как раз сильны действием, но не дотягивают в идейном плане. В «Борне» ровно наоборот – и, как показывает практика, такая ситуация тоже далека от идеала.
Вердикт Кочерыжкина – достойное в принципе завершение шпионской трилогии, основательно подпорченное самими создателями.