И стабильность соблюсти, и реформы провести – таков лейтмотив выступления Дмитрия Медведева на V экономическом форуме в Красноярске. «Перемен требуют наши сердца», – пела группа «Кино» накануне перестройки. Но ничего так не пугает современного россиянина, как резкие перемены. Таковы данные соцопросов. Слово «революция» негативно для большинства россиян. Между тем любой политик должен озвучить программу перемен, тем более кандидат в президенты.
То есть, с одной стороны, должна быть заявлена четкая преемственность Путину, его политике и гарантиям этой политики. С другой стороны, Медведев не может не показать политическое лицо. И оно не может походить на предшественника 100-процентно. Соотношение с «политикой Путина» должно быть примерно таким: «найдите 100 сходств и 10 различий».
Причем интереснее именно эти «10 различий». Если искать тщательно, сравнивать риторику Путина и Медведева так и эдак, вывод будет примерно таким – Медведев все-таки больший либерал, чем Владимир Владимирович. Вот этот либерал-консерватизм и был заявлен на форуме. Под аплодисменты российской элиты, собравшейся на пару дней в Красноярске. Искренние. Медведев ведь не только креатура Путина, но и ее совокупный кандидат. Некий интеграл ожиданий.
Свобода: высшая ценность
– В основе нашей политики должен лежать принцип, который считаю важнейшим. Это принцип «свобода – лучше, чем несвобода». Эти слова – квинтэссенция человеческого опыта. Речь идет о свободе во всех ее проявлениях: о личной свободе, об экономической свободе, наконец, о свободе самовыражения.
Наверное, нет политиков, кто в открытую бы ругал свободу. Все за свободу, но социалист сначала бы сказал о равенстве, имперец о величии страны и т. д. Тут важен приоритет. Медведев первым делом сказал о свободе. Впрочем, тут же увязал ее с порядком.
– Считаю достижение гармонии между свободой и правопорядком самым важным на данном этапе.
То есть порядок и свобода не антагонизмы, как привыкли считать в России. Порядок как средство свободы, и наоборот. Законы должны давать поле реализации личности, а личность блюсти законы. Иначе «правовой нигилизм». Было сказано и что делать. Строго формально. Как говорил один философ, «нам нужны не честные судьи, а независимые суды». Мыслить так должно хотя бы в силу того, что «честных судей» нельзя учредить декретом, а за «независимость суда» можно как-то побороться.
– На ближайшие четыре года ключевым приоритетом нашей работы будет обеспечение подлинной независимости судебной системы от исполнительной и законодательной власти. […] Следует разработать систему мер, направленных на возмещение гражданам и организациям потерь от неправосудных решений и волокиты в судах. С компенсацией из специально созданного для этих целей фонда.
Необходима дальнейшая гуманизация правосудия. Прежде всего – за счет смягчения мер пресечения до вынесения приговора. А также улучшения условий содержания осужденных. Создать механизм проверки необоснованно возбужденных уголовных дел, которые впоследствии прекращаются без вынесения приговора преступнику. Наконец, требуется развивать процедуры досудебного и внесудебного порядка разрешения споров. Прежде всего – между гражданами и государственными органами.
Чиновничество: лучше меньше, да лучше
Парадокс, проходящий через весь путинский период: бороться за снижение роли чиновничества, но… опереться тут можно лишь на само чиновничество. В том числе в деле снижения его роли. Кажется, что это невозможно, как вытащить самому себя за волосы из болота. Но что еще остается? Что такое в России «гражданское общество», все видели в 1990-е годы, на такое не опираются.
Заметим, что подобные парадоксы история знает. Военные, бывшие инструментом против «военщины». Интеллигенция, бывшая инструментом искоренения интеллигентности и в конечном счете самой себя. Феодалы, в своем развитии отменяющие себя как класс, и т. д. Медведев, как либерал, полагает, что чиновничество должно ограничиться. В речи он напомнил о том, что чиновник – это наемный менеджер общества, и не более. Но превращение «администрации» в менеджмент для населения он будет вести, опираясь-таки на аппарат. Просто больше не на кого, как и в ситуации Путина.
– Все административные процедуры должны быть закреплены в регламентах работы органов государственной власти и стать максимально удобными для людей. Чтобы граждане знали обязанности конкретного чиновника, имели реальную возможность обжаловать незаконные действия или бездействие. Наказание провинившихся чиновников должно в этом случае стать неотвратимым.
Это для простых граждан, а вот то, что надо бизнесу:
– Необходимо в корне поменять идеологию административных процедур, связанных с открытием и ведением бизнеса. Мы должны поверить человеку, дать ему возможность самостоятельно принимать такие решения. Считаю целесообразным заменить большинство разрешительных порядков на уведомительные. Многомесячные согласования, необходимые для начала бизнеса и строительства нового производства, должны уйти в прошлое.
А вот – экономический либерализм под барабанную дробь:
– Значительная часть функций, исполняемых государственными органами, должна быть передана на реализацию в негосударственный сектор. Это позволит значительно сократить численность чиновников.
А вот прямой отказ от практики последних лет, когда на бизнес сажали проверенных «государевых» людей:
– Считаю, что нечего делать большинству государственных чиновников в советах директоров компаний.
Собственность: гарантии и уважение
Медведев заметил, что уважение к собственности в обществе толком не возникло. Досталось и СССР, где института частной собственности не было. И 1990-м годам, оставившим, по Медведеву, «осадок несправедливости».
– В атмосфере полного развала и отсутствия законов людям приходилось постоянно балансировать между криминалом, пытающимся отнять собственность, – это с одной стороны, и мощным иностранным капиталом, имеющим возможности скупить все мало-мальски привлекательные активы.
Описывать в 2000-х годах ужасы 1990-х – общее место. Важно признать, что и сейчас не все замечательно. Так, всплыла тема рейдерства.
– Какая уж тут инициатива или мотивация, если предприниматель знает, что он может в любую секунду лишиться своего дела? Считаю крайне необходимым скорейшее принятие антирейдерского пакета законов.
Впрочем, нельзя все время говорить о плохом. Медведев – это правительство. А правительство не столько обличает, сколько отчитывается. Так что первый вице-премьер упомянул «и обеспечение макроэкономической стабильности, и развитие российских финансовых институтов». Результат есть: «В последнее время наблюдаем настоящий инвестиционный бум». Что на будущее?
– Нужен принципиально иной подход: экономика стимулов к инновациям, а не экономика директив.
Налоги: уменьшить объем, увеличить базу
– Развитие современной экономики должно опираться на активность не только нескольких крупных, но и сотен средних предприятий, на деятельность десятков тысяч малых предпринимателей. Одним из препятствий такому, по сути, инновационному прорыву является ситуация в налоговой сфере.
Дмитрий Медведев признал, что капиталы текут туда, где им хорошо, а там, где много налогов, им плохо. И высокой налоговой ставкой в 21-м веке лучше не увлекаться. Лучше пусть появится больше тех, с кого налоги можно брать.
– Принять закон, определяющий сроки перехода на единую пониженную ставку НДС. Параллельно продолжить анализ целесообразности и другого шага. А именно – замены НДС на налог с продаж. […]
Ввести механизмы, которые дополнительно стимулируют НИОКРы. […]
Требуется изменить принципы установления налогов и экспортных пошлин таким образом, чтобы они стимулировали строительство новых производств с высокой глубиной переработки природных ресурсов. […] Должно быть принято особое решение по малому бизнесу. Речь идет прежде всего о радикальном упрощении налоговой отчетности. Ее объем должен быть соразмерен масштабу бизнеса. Базовые налоговые декларации должны помещаться на одну страницу.
Это все такой «сахар» для бизнеса, любых размеров. Но параллельно было сказано, что не надо и шалить. Например, скрывать реальную заработную плату. Медведев прямо назвал это воровством.
Финансы: РФ как тихая гавань
Было констатировано: в мире финансовый кризис. Это хорошо, что Россия вступила в мировую экономику. Но плохо, что мы стали болеть всеми мировыми финансовыми болезнями. Рост цен на продовольствие, падение фондового рынка – все это, по Медведеву, «приехало из-за границы». Но где риск – там и шанс.
– Сейчас в финансовом мире определяются правила игры на будущее. Идет пересмотр роли основных резервных валют. И мы просто обязаны этим воспользоваться – стать одним из крупнейших мировых финансовых центров, привлекательность которого была бы основана в том числе и на стабильности российской национальной валюты.
Рубль должен стать региональной резервной валютой. Само по себе такое не происходит, и Медведев предлагает ряд мер. Увязывая в единый курс воззрения рыночника и государственника. Государство должно вмешиваться в рынок, но с целью того… чтобы все стало еще более рыночно. В мире должно сложиться убеждение, что Россия капитал не обидит. Впрочем, то же самое должен чувствовать и простой россиянин, прикупивший себе, к примеру, немного акций «Газпрома».
– Нужно запустить инструменты долгосрочного рефинансирования банковской системы. Эта система у нас нуждается в длинных деньгах. […] Нужно рассмотреть возможность освобождения от налогов доходов от реализации ценных бумаг на территории России. […] Необходимо также максимально облегчить нормативы деятельности коммерческих банков и требования к банковской отчетности.
Приведен пример успешной политики, то, чем правительство РФ сейчас гордится, считая своей «зачеткой»:
– Сегодня 49% акций «Газпрома» находятся в свободном обращении. А сам «Газпром» в результате этого стал одной из крупнейших в мире публичных компаний. Капитализация этой компании, напомню, за семь лет выросла приблизительно в 50 раз.
Инфраструктуры: дороги + Интернет + энергетика
В какой бы регион ни приехал Медведев, везде сетуют на дороги. Причем это такая беда, с которой «на местах» справляются хуже всего. Предприятия откроем, инвестора подманим – постройте только дороги.
– Чтобы одной известной проблемой в России стало меньше, предлагаю сделать первый шаг: вместо существующей сегодня бюрократической структуры создать акционерное общество, принадлежащее государству, которое будет регулироваться в рамках специального посвященного этому обществу закона. Оно могло бы выполнять функции государственного заказчика, ежегодно получая необходимые бюджетные ресурсы, привлекать «длинные» деньги на рынке, реализовывать крупные инвестиционные проекты.
Однако под коммуникациями в 21-м веке понимают не только автомобильные трассы. «Инфраструктурой» для Дмитрия Медведева выступают не только механизм переброски людей и грузов, но и информации. Это и Интернет, и телекоммуникации, тем более что, по словам Медведева, грань между этими технологиями лет через 5–7 сотрется.
– Обеспечить людям на всей территории страны наилучший доступ к информации с использованием цифровых технологий – быстрый, круглосуточный, надежный и качественный, причем по собственным национальным стандартам следующего поколения.
От цифровых технологий докладчик перешел к энергетике. Промышленные комплексы возникают там, где поставляют энергию. Причем если инвесторы с заводиком разберутся сами, энергетические проекты, как правило, без государства не потянуть.
– Государство может и должно участвовать в софинансировании тех проектов в электроэнергетике, которые создаются с применением новейших технологий, не забывая также и о своей ключевой задаче в этой сфере, а именно – задаче строительства сетей.
Инновации: системность и сеть
Медведев задал вопрос, почему КПД русских изобретений не велик. Почему изобретали в России, а экономика росла на ноу-хау в Японии. Ответ на риторическое вопрошание: не было «четко установленного механизма коммерциализации изобретений». Сказано то же, что по осени россияне могли видеть в «плане Путина»: будущая экономика России как инновационная. За последние 20 лет уже стало ясно: рынок по-русски в долгосрочные проекты не играет, сложные инновации не внедряет, ему это неинтересно. Значит, должно прийти государство.
– Должно реализовывать мегапроекты на прорывных направлениях развития технологий, концентрируя на них ресурсы, кадры, внимание государства, тесно взаимодействуя на этом направлении с бизнесом, чтобы не прозевать те шансы, которые нам сегодня даны, и не остаться за бортом цивилизации.
То есть фактически признано: инновации или за борт. Столь радикально за последние годы государственные деятели обычно не говорили. Причем под инновациями разумеются не только могучие технопарки. Но и система поддержка местных Кулибиных.
– Система должна быть всеохватывающей, она должна прийти в каждый город, в каждый поселок, через Интернет прийти в каждый дом.
Люди: ценить, учить и лечить
Касательно экономики Медведев выстроил свою программу как следование Путину. С неким, впрочем, смещением в либеральную сторону. Что же до социальных вопросов, то риторика была скорее социал-демократической. В принципе этого от него и ждало большинство.
– Частные расходы на образование, здравоохранение и пенсии должны относиться на затраты для целей налога на прибыль, а также быть освобождены от ЕСН и НДФЛ в социально разумной и максимально возможной степени. Считаю, что аналогичный порядок мог бы применяться и в случае софинансирования компаниями выплат процентов по ипотечным кредитам своих сотрудников.
Далее следовал социал-демократический «диагноз реальности». От этой печки уже можно танцевать и в сторону образования, и здравоохранения, и любой другой «социалки».
– Многие не чувствуют на себе результатов экономического развития, роста экономики, того, что мы уже седьмая в мире страна по размеру ВВП. Часть населения практически до сих пор находится в социальной коме, то есть не видит ни возможностей, ни перспектив улучшения своего жизненного уровня.
Далее пошло по пунктам. Образование в России должно быть: а) непрерывным, б) доступным, в) реальным. Реальным прежде всего. Чтобы вузы мерялись не квадратными метрами, не числом дипломов. А хотя бы рейтингами, привязанными к человеческому потенциалу выпускников.
Из всех направлений «социалки» более всего было сказано за здравоохранение. Повышение качества – через конкурентную среду. Каждый гражданин платит налоги, из которых медицина содержится, но обязан идти в «свою» поликлинику. Мы привыкли, но это немного абсурд: все равно что каждый был бы обязан идти в магазин сугубо по месту жительства, в своем квартале. Можно себе представить качество таких «обязательных» магазинов.
– Совершенно очевидно, что государство обязано дать возможность людям самим выбирать себе поликлинику, лечащего врача и страховую компанию. И те деньги, которые в виде налогов и сборов изъяли у гражданина, должны прийти к врачу только через пациента, через оказание ему качественной услуги, а не от чиновника райздрава и не по смете.
Получается, что сейчас люди платят за медицину дважды. Через налоги содержат ее «бесплатную» часть, а потом еще несут «наличку» в платные заведения. Медведев считает, что превращение бесплатной части в конкурентную среду: а) повышает качество лечение, б) превращает всю медицину в реальный бизнес. Где бизнес, там инвестиции. Где инвестиции, там развитие.
Не секрет, что из всех национальных проектов самый проблемный сейчас – «доступное жилье». Цены на квадратный метр растут, словно в насмешку. Что делать? Медведев означил ориентир.
– Доля граждан, имеющих возможность приобрести необходимое им жилье на рынке с использованием собственных сбережений и ипотечных моделей, а также с учетом мер государственной поддержки, должна составить в 2012 году не менее 35% (против сегодняшних 20%). А в перспективе – дойти до 60–70%, то есть до размера среднего класса в нашей стране, к которому мы стремимся. К 2012 году нам нужно вплотную подойти и к решению уже поставленной задачи – строительства не менее одного квадратного метра жилья на одного человека в год.
Резюме: четыре главных «И»
Если все выступление Медведева требовалось поместить конспектом на один листок, что бы в нем было? Он сам дал такой конспект. И даже, как Хлопонин в 2006 году, поделился мнемотехникой для лучшего уяснения. Только у Хлопонина было четыре «Д», а у Медведева – четыре «И».
– Продолжая реализацию тех проектов, которые были инициированы два-три года назад, мы должны будем сконцентрироваться в ближайшие четыре года на основных направлениях, на своеобразных четырех «и»: институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях.
В этих сферах мы должны решить следующие задачи.
Первая задача. Преодоление правового нигилизма. Особое внимание будет уделено качеству законов и эффективности правоприменения.
Второе. Радикальное снижение административных барьеров.
Третье. Снижение налогового бремени в целях стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал.
Четвертое. Построение мощной и самостоятельной финансовой системы, которая в перспективе должна стать одним из столпов финансовой стабильности в мире. Превращение рубля в одну из региональных резервных валют.
Пятое. Модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры. Создание новой телекоммуникационной инфраструктуры будущего.
Шестое. Формирование основ национальной инновационной системы.
Седьмое. Реализация программы социального развития в нашей стране.
Александр Силаев, "Вечерний Красноярск"