В ролях: Дмитрий Марьянов, Михаил Козырев, Ростислав Хаит, Леонид Барац, Максим Виторган, Нонна Гришаева, Камиль Ларин, Анна Касаткина, Амалия Мордвинова
Продолжительность – 100 м
Скажу сразу – «День радио» меня удивил. Дважды. Первый раз тем, что по следам чрезвычайно успешного «Дня выборов» в кинотеатры была запущена вовсе не стародавняя видеоверсия популярного спектакля (на что, как я подозревал, у деятелей отечественного кинематографа вполне хватило бы бесстыдства), а с нуля отснятый кинофильм с пьесой в основе сценария. Удивление же номер два накрыло где-то в конце фильма – когда, внимательно прислушиваясь к собственным ощущениям, ваш покорный слуга с изумлением понял, что возразить против «Дня радио» ему, в сущности, нечего.
Во многих обзорах на этот фильм заметил следующую мысль – мол, всё хорошо, ребята все молодцы, отлично всё сочинили и сами разыграли, а вот что в общее дело привнёс режиссер-дебютант Дмитрий Дьяченко, не очень понятно. На самом же деле режиссер-дебютант Дмитрий Дьяченко всю дорогу занимался ровно тем, чем и должен был – одни сочиняли, другие разыгрывали, а он снимал про всё это кино. В отличие от того же «Дня выборов», который больше похож на развернутое театрализованное представление перед кинокамерой (недавно наткнулся на его расширенную версию в телевизоре – и, знаете, там он смотрится просто отлично), «День радио» – это уже не капустник, а именно нормальное, полноценное кино.
Можно предположить, что снимать людей в интерьерах одной и той же радиостанции было намного проще, но дело, думаю, всё же не в этом. Просто режиссер «Дня выборов» Олег Фомин отчётливо старался не стоять на пути у сценария и актёров, а режиссер «Дня радио» Дмитрий Дьяченко отчётливо старался им всеми способами помогать. У него получилось лучше.
Наверное, это говорит о качестве работы сценаристов, однако вся эта история с марафоном в поддержку терпящего бедствие в Японском море корабля с непроизносимым названием, на борту которого ютятся редкие вымышленные животные, довольно неплохо смотрится и сейчас, даже на фоне то ли шести-, то ли восьмилетнего стажа спектакля на сцене.
Более того, даже довольно сомнительное решение отказаться от пародийных музыкальных номеров (одной из сильнейших сторон спектакля) в пользу совершенно обычных выступлений ныне актуальных (так или иначе) групп не сильно портит получившееся кино. Среди постоянного зубоскальства и алкогольных бредней здесь есть даже парочка чрезвычайно ехидных наблюдений за живой природой, вроде того, как программный директор радиостанции, весь вечер осознанно забивающий эфир первосортнейшей бредятиной, приходит вдруг в священный ужас от перспективы пустить в эфир песню в стиле «шансон». Впрочем, главная мысль, которую выносишь с «Дня радио», звучит примерно так – кажется, в нашем отечественном кино появилась реальная сила, которую можно противопоставить натиску «Самого лучшего фильма». Скорей бы уж «Квартет И» исчерпал свои старые запасы идей и принялся с новыми силами сочинять новые фильмы – глядишь, нам ещё предстоит своими глазами увидеть такое, казалось бы, вымершее чудо, как «хорошая отечественная комедия».
Вердикт Кочерыжкина – неожиданно нестыдная отечественная комедия, славная даже несмотря на доскональное знакомство с материалом .