В ролях: Максим Виторган, Леонид Барац, Ростислав Хаит, Александр Демидов, Камиль Ларин, Нонна Гришаева, Василий Уткин, Евгений Стеблов, Елена Шевченко, Алексей Кортнев
Продолжительность — 100 м
Начнём, пожалуй, с главного — это, ребята, не кино. Определить, что это, не так-то просто — это что-то вроде спектакля, который разворачивается в непривычно большом для спектакля количестве разных декораций, в том числе и на натуре с привлечением массовки. Потом всё это было зафиксировано с помощью кинокамеры на плёнку и выпущено в кинотеатрах — но, несмотря на то, что по технике распространения и правда очень похоже на кино, это всё-таки не оно.
Разница довольно проста — камера и плёнка для режиссера «Дня выборов» Олега Фомина лишь способ фиксации происходящего, а вовсе не полноценное орудие труда, способное это происходящее по-своему формировать. Тут нет ни единого типично киношного приёма — всё построено на тексте, движении, взаимодействии актёров со средой, костюмах, песнях и тэ дэ; словом, ровным счётом ничего, что никак нельзя было бы воспроизвести без кинокамеры. Впрочем, есть один момент ближе к финалу, где творчески используется монтаж — когда зажигательные частушки про президента и оргазм деревенских девок переходят вдруг в панорамы церквей Поволжья, постепенно сменяющиеся видами Москвы с воздуха, а сами частушки перерастают во что-то очень пафосное и хоровое. Венчает всё это, кажется, пролёт вокруг Кремля. Думать о том, что авторы хотели сказать этаким кунштюком, по правде говоря, не хочется — потому что думать получается только очень плохое.
Не стоит, впрочем, исключать, что такой подход Фомин избрал совершенно сознательно — практически всё в «Дне выборов» выглядит, как триумф любительства над профессионализмом. По сути это — капустник-междусобойчик, разросшийся вдруг до масштабов полнометражного художественного фильма, довольно-таки чудовищный гибрид, который, хочется надеяться, не даст обильных всходов. Хотя моё мнение, судя по переполненным залам и очередям у касс, останется в явном меньшинстве. То ли народа мучат ностальгия по отменённым властью губернаторским выборам, то ли магическим образом действует раскрученный бренд «Дня радио», предыдущей (и куда более удачной) работы того же творческого коллектива, но удачная касса при наличии не шибко то большого бюджета «Дню выборов» гарантирована практически стопроцентно. Думать о том, почему в нашем кинопрокате складывается такая ситуация, по правде говоря, не хочется тоже — потому что, опять-таки, получается думать только очень плохое.
Вообще, конечно, на «День выборов» вполне можно было бы закрыть глаза. И на его юмор, от которого возникает ощущение, что толпа не очень приятных тебе персонажей пытается радостно и перебивая друг друга пересказать тебе, как смешно им было вчера, когда они все дружно накурились. И на слабенькие попытки политической сатиры, в финале полностью нивелирующиеся самими же авторами, когда они практически прямым текстом признаются в полной заказушности своего произведения и виновато разводят по этому поводу руками — мол, извините, дорогие наши зрители, но сейчас иначе никак. И на то, что лучшие из музыкальных номеров известны уже лет, наверное, не меньше восьми, что вызывает вопрос о законности их нахождения конкретно вот здесь, если придуманы они были вообще-то для другого спектакля. Беспокоит другое — что никакой альтернативы всему этому нет, и, похоже, не будет. Что уровень отечественного массового кино не просто понижается — он, блин, пикирует просто, и никакой потребности куда-то его выравнивать ни у кого нет. Потому что, как говорится, пипл хавает, деньги идут, машинка работает. Всем хорошо. Чего ещё нужно-то?
Вердикт Кочерыжкина — юмористическая самодеятельность, не очень убедительно маскирующуюся под кинокомедию.