Главная
>
Статьи
>
С трубами и барабанами

С трубами и барабанами

16.09.2003
0

Как чудесно, что переход от отпускного теплого лета к трудовой дождливой осени прошел на фоне всевозможных праздников! Открыли сентябрьскую программу испуганно-радостные первоклашки с неизменными астрами в руках – одно из моих любимых зрелищ первого сентября, затем последовал шумный и помпезный День города, с торжественными речами, карнавалом и салютами. Мы с друзьями с удовольствием бродили по праздничным улицам, дикими криками приветствовали карнавальные колонны и чуть не умерли со смеху, когда к актеру в костюме Ивана Грозного подкатил подвыпивший гражданин со словами: «Эй, Хоттабыч, давай сфотографируемся». А завершился этот праздничный марафон юбилеем Оперного, к которому театр упорно шел весь предыдущий сезон.

Речь пойдет, естественно, об этом самом юбилее, поскольку обо всем остальном сказано и написано уже больше, чем достаточно.

Итак, два концерта были предложены Театром оперы и балета на этой неделе вниманию публики. Первый – силами самого театра, второй с участием Любови Казарновской и итальянского тенора Ландо Бартолини.


Л. Бартолини

Для первого концерта выбрали отрывки из почти всех оперных спектаклей, стоящих в текущем репертуаре. Кроме того, пожалуй, впервые в концерте принимала участие вся оперная труппа театра от маститых и заслуженных артистов до молодых и начинающих, что само по себе было очень интересно и являло полную картину того, что представляет собою труппа сегодня. Меня смутило лишь одно небольшое обстоятельство: большинство отрывков, выбранных для праздничного концерта, были почему-то сценами убийств. Но публика восприняла это, кажется, довольно благосклонно и даже с интересом наблюдала за тем, насколько мастерски актеры резали, душили, стреляли друг друга и сходили с ума. На мой взгляд, первое место в этой категории можно было бы присудить великолепному тенору (единственному приглашенному участнику концерта) Алексею Моисеенко.

Отрывок из «Отелло» в его исполнении был настолько ярок и темпераментен, что я с нетерпением жду обещанного 16-го числа спектакля целиком. Прекрасный тенор Моисеенко в сочетании с серебристым сопрано Ларисы Марзоевой в роли Дездемоны - это потрясающий дуэт, так что не пропустите!

В театре появился и свой собственный молодой многообещающий тенор – Евгений Балданов. Всего год он в труппе, но его профессиональный рост очевиден. Во всяком случае, в концерте он выступил очень удачно, особенно с итальянскими песнями. Еще года два, и у нас, кажется, будет свой Ленский, господа (тьфу-тьфу-тьфу, чтобы не сглазить).

Я не буду перечислять все отрывки и всех исполнителей, поскольку это дело неблагодарное. Скажу только, что концерт получился действительно впечатляющим… Хотя, пожалуй, кроме Болданова никаких новых откровений в этом году не предвидится, но остаются любимые нами красноярские звезды: Ефимов, Марзоева, Березин, Пронина, Ефремов и т.д., которые в очередной раз продемонстрировали свой высокий класс мастерства, а значит будет, чем наслаждаться в следующем сезоне!

Если впечатление от первого концерта было светлым и радостным, то от второго на душе остался какой-то осадок.


Л. Казарновская

Анонс концерта Любови Казарновской и Ландо Бартолини появился всего за несколько дней до означенной даты. Билеты, несмотря на свою астрономическую, по меркам Красноярска, цену (самый дешевый стоил около 900 рублей), были раскуплены в считанные часы, а количество людей, пытавшихся проникнуть в театр по контрамаркам, заставило изрядно понервничать администраторов. Настоящий итальянский тенор - не частое явление в Сибири. Да и Любовь Казарновская – звезда европейского масштаба. Так что пропустить такой концерт было никак невозможно.

Что касается тенора, то Ландо Бартолини в целом оправдал ожидания публики, и, несмотря на свой преклонный возраст (ему уже далеко за 60), продемонстрировал настоящую итальянскую школу пения. В зале среди шквальных «браво!» раздавались даже крики «да здравствует Италия!». Хотя, мне лично, его исполнение классических теноровых хитов, показалось каким-то уж слишком хрестоматийным, без собственной изюминки. Прекрасное, но безжизненное бельканто… Право же, пение Алексея Моисеенко произвело на меня более сильное впечатление. Но это дело вкуса.

А вот Любовь Казарновская публику явно разочаровала. Голос стареющей примадонны оказался настолько истертым, что в нем довольно трудно было угадать некогда прекрасное сопрано. А это, к сожалению, невозможно подменить ни музыкальностью, ни актерским обаянием. Очень не хочется, что называется, «плясать на костях», но ее пение лишний раз убедило меня в правильности общеизвестного выражения – «главное для актера – вовремя уйти со сцены».

Кстати, уйти со сцены в прямом смысле этого слова, актерам на этом концерте долго не давали. И дело тут не в длительных овациях. Надо сказать, что главный дирижер театра Анатолий Чепурной давно уже выбрал для себя на подобных концертах своеобразный стиль поведения. Я бы назвала его задорно-игривым. Иногда это выглядит очень мило, иногда нелепо. И вышеупомянутый концерт не был исключением. Будучи любителем всевозможных трюков, маэстро стрелял из пистолета (не пугайтесь, игрушечного), во время исполнения оркестровой пьесы со словами «ну, я пошел» уходил со сцены, а затем радостно возвращался и продолжал дирижировать - в общем, шутил весело и беззаботно. Солистам, правда, этакая вольность была, кажется, не очень по душе, и пару раз они оказывались в очень неловком положении. Думаю, не стоит путать радушие с обыкновенной фамильярностью. И уж ни в коем случае нельзя выталкивать приглашенных певцов кланяться через силу, как маленьких детей. Наши, похоже, к этому уже привыкли, а те, мягко скажем, недоумевают.

Вот так, в общих чертах, прошли эти юбилейные концерты. По мнению многих, 25 лет самого молодого оперного театра России можно было бы отметить, проявив больше фантазии, например, какой-нибудь масштабной и знаковой постановкой. И если с балетом дело обстоит прекрасно, и летняя премьера «Спящей красавицы» стала безусловным украшением репертуара, то весенняя премьера комической оперы Прокофьева «Обручение в монастыре» явно не претендовала на событие юбилейное. Стоит напомнить, что открывался театр в 1978 году с постановки «Князя Игоря» - действа красочного и, я бы сказала, имперского. А своеобразный отчетный концерт, представленный публике в качестве юбилейного торжества, хоть и закончился салютом, но все же больше походил на очередное открытие сезона – не больше. Впрочем, может быть, я придираюсь.

Кристина Штучкина

Рекомендуем почитать