Ориентирование каждого гражданина на местности — задача государственной важности. Именно так думают многие наши соотечественники, когда речь заходит о ГЛОНАСС (Глобальной навигационной системе). Ее поддерживает правительство, приемники ГЛОНАСС дарят Путину и другим важным персонам. Однако те, кто работает над российским подобием американской GPS, вовсе не разделяют оптимизма профанов. Система навсегда останется прерогативой военных, потому как для них и разрабатывалась, и лишь малые крохи ее мощи перепадут широким массам. Такой точки зрения придерживается и заведующий кафедрой радиотехники профессор СФУ Владимир Кокорин.
- Расскажите, на какой сейчас стадии находится реализация программы «ГЛОНАСС».
- Когда система только разрабатывалась, планировалось, что спутники будут запускаться по три одновременно при помощи ракеты-носителя «Протон». По расчетам, общее количество спутников равнялось 24. ГЛОНАСС построена таким образом, что на высоте примерно 20 тысяч километров находятся три орбиты и на каждой — по восемь спутников. К сожалению, в данный момент мы не добрались до расчетного количества. Впрочем, даже то, что уже запущено, находится в режиме либо ввода, либо профилактики… Объясняется это множеством причин… Хотя главная из них очевидна — развал Советского Союза и, как следствие, прекращение мощного финансирования.
- А что это за профилактика?
- Дело в том, что некоторые из уже запущенных спутников фактически закончили срок своего существования. Если взять приемник ГЛОНАСС, то вы увидите, что из 16 спутников работает, к примеру, двенадцать. Это смотря в какой момент включить приемник.
- Этого достаточно?
- Конечно, нет. Вот сравните с той же GPS. У американцев одновременно работают 24 спутника, и при этом имеется несколько резервных. В отечественной навигационной системе мы не имеем даже минимума, который сами же и планировали.
- То есть система работает недостаточно эффективно?
- Она работает не так, как могла бы работать. Для того чтобы понять, нужно уяснить сам принцип действия системы. Смотрите, для того чтобы определить местоположение, например, воздушного судна, необходимо знать широту, долготу, высоту и время. Для этого как минимум нужно четыре спутника — по одному на каждую координату. С морскими судами легче. Тут высота известна и неизменна, необходимы всего три спутника. Естественно, если не хватает хотя бы одного звена, мы не можем говорить о точности определения местоположения. Согласитесь, для самолета высота — достаточно важное звено.
- Владимир Иванович, ГЛОНАСС разрабатывалась в 70-х годах прошлого столетия. Не устарела ли она?
- Это судьба многих высокотехнологичных разработок. И рядового жителя страны не должен смущать такой давний срок. Многие изобретения пришли к нам из прошлого века. Первый спутник ГЛОНАСС запущен в 1982 году. Навигация всегда была, есть и будет. Первые навигационные приемы появились еще в первобытные времена, когда наш далекий предок ходил на мамонта. Ему же надо было найти путь обратно в свою пещеру.
- Но все-таки смешно сейчас ориентироваться по звездам или по тому, с какой стороны мох растет…
- Не скажите, если это действительно жизненная необходимость, нужно знать все. Ориентирование по компасу, думаю, еще долго не устареет. Моряки, например, не могут доверять какой-то одной системе. Всегда должен быть резерв. И звезды, кстати, далеко не последнее дело. Отвечая на вопрос, устарела или не устарела, скажу: нет, не устарела. К тому же учитывайте, что GPS разрабатывалась примерно в то же время, что и ГЛОНАСС, и сейчас прекрасно действует. Так что приемы и методы все те же. Естественно, меняется оборудование, на котором работают люди на Земле. А там, на орбите, в принципе, все то же самое.
- Кто сейчас занимается разработкой системы?
- Задействованных в проекте предприятий множество. Раньше головным исполнителем по системе «ГЛОНАСС» было НПО прикладной механики имени академика М. Ф. Решетнева (город Железногорск). Сейчас — Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения из Москвы. Железногорцы, конечно, принимают самое активное участие в этом процессе, но уже на правах некоего подрядчика, а не главного разработчика, к сожалению.
Хочу отметить, что в 2008 году исполнилось 20 лет, как в городе Красноярске в НПО «Сибцветметавтоматика» и Красноярском политехническом институте проводятся работы по созданию высокоточной многофункциональной навигационной аппаратуры, работающей по двум спутниковым системам — «ГЛОНАСС» и GPS. По техническим и эксплуатационным характеристикам аппаратура соответствует зарубежным образцам США, Франции и Японии. Только в городе Красноярске выпускается серийно навигационная аппаратура типа МРК, обеспечивающая определение по сигналам систем «ГЛОНАСС» и GPS ориентации объектов в пространстве (измерение курса, крена, дифферента-тангажа) наземных, железнодорожных, речных, морских и воздушных объектов. Основные технические решения защищены патентами Российской Федерации, мы единственные в России, кто обладает технологией проектирования, моделирования, изготовления и испытаний такой наукоемкой продукции. С 2003 года навигационная аппаратура типа МРК поставляется на экспорт, конечно для военных объектов. Следует отметить, что в проектировании, изготовлении, испытаниях навигационной аппаратуры принимают участие студенты, магистры, аспиранты, докторанты, инженеры и сотрудники Сибирского федерального университета, а также наши стратегические партнеры ФГУП НПП «Радиосвязь» и ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнева».
- Почему к сожалению? Это плохо для системы?
- Я считаю, что для системы это плохо. Система разрабатывалась еще в 70-х годах прошлого века, и тогда главным было наше предприятие. С самого начала — около тридцати лет. Естественно, смена основного подрядчика и разработчика, который вел этот проект, не есть хорошо.
- К чему это может привести?
- Это может привести к снижению темпов развития системы «ГЛОНАСС».
- Какова коммерческая привлекательность отечественной системы и, если можно, в сравнении с пресловутой GPS?
- Для обычного пользователя — никакой разницы. Впрочем, так же, как и для очень важного пользователя. Для него определяющее значение и важность имеет лишь факт прибытия из точки А в точку Б. Приемник должен быть надежным, дешевым, легким и потребляющим мало энергии. Придя в магазин, вы не будете смотреть, ГЛОНАСС или GPS перед вами. Определяющий критерий — соотношение цены и качества. Вот и все.
- И как на этом фоне наша техника?
- К сожалению, по вышеперечисленным параметрам наша техника существенно проигрывает американскому собрату. Я имею в виду технику именно для ширпотреба.
- А если сравнить с европейской Galileo?
- Ее еще не существует. Потому и сравнивать не с чем. К тому же с учетом кризиса, думаю, в ближайшие пять лет они не сумеют развернуть свою систему. Это достаточно дорогостоящее занятие.
- То есть сейчас в мире только два конкурента — США и Россия?
- На мой взгляд, в долгосрочной перспективе более серьезную конкуренцию как отечественной ГЛОНАСС, так и американской GPS смогут составить китайцы. У них уже есть своя локальная спутниковая система. К тому же у Китая достаточно ресурсов, как людских, так и финансовых, чтобы в планируемые сроки развернуть свою глобальную сеть. Ведь покупает же весь мир их автомобили.
- Все-таки о коммерции. Что это такое — коммерческое использование гражданской системы, изначально созданной для военных? За счет чего?
- В любом продукте есть составляющая стоимости, прибыли и предельной цены, за которую рядовой покупатель может купить эту продукцию. Это аксиома. В случае с ГЛОНАСС это оборудование, которое покупается обычными пользователями, — приемники. Сегодня, к сожалению, себестоимость продукции, разрабатываемой на основе системы «ГЛОНАСС», существенно выше, чем себестоимость продукции GPS.
- То есть наши приемники дороже западных?
- Да. И приемники ГЛОНАСС всегда будут дороже, чем приемники GPS.
- Эксперты считают, что ГЛОНАСС до сих пор не имеет открытой для широкого круга пользователей системы координат. Грубо говоря, система создана только для военных?
- Изначально так и было. Просто как ГЛОНАСС, так и GPS действительно в первую очередь создавались именно для военных, хотя и могут использоваться в мирных целях. Но в случае чего доступ гражданским людям будет запрещен, несмотря на нынешнюю открытость.
- Но даже если войны нет, система координат отечественной системы рассчитана таким образом, что определить свои координаты с точностью менее тридцати метров невозможно. Это нормально?
- Думаю, для рядового пользователя эта задача неактуальна. Это принципиально для профи или для военных, у которых погрешность в один метр может иметь значение. Для рыбака, охотника или автомобилиста, согласитесь, это не так важно. Тем более есть четкие указания на государственном уровне, что определять местоположение с точностью менее тридцати метров не рекомендуется… Речь идет опять же об обычных пользователях (гражданах).
- С точки зрения безопасности?
- Именно так.
- Для коммерческого использования системы или хотя бы самоокупаемости какое-то количество абонентов должно в ней находиться?
- Повторюсь, это система двойного назначения. В первую очередь для военных нужд и только во вторую — для гражданских целей. В любом случае затраты на разработку, даже при широком использовании ее в мирной жизни, никогда не окупятся. Массовое приобретение коммерческих приемников ни в коем случае не покроет затрат. Так что дискуссия о коммерческом применении системы неактуальна. Главная ее задача — обороноспособность страны.
- Но система GPS приносит какую-то отдачу?
- Не знаю о коммерческой составляющей. Подозреваю, что она больше, чем в ГЛОНАСС, однако и первое предназначение GPS — это для военных. Затраты на создание чересчур велики.
- Но в СССР никто, наверное, и не думал о коммерческой составляющей?
- Безусловно. Но, подчеркиваю, по сравнению с GPS изначальные чисто технические характеристики были одинаковыми. При этом в СССР вопрос о соотношении цены-качества, конечно, никогда не ставился. Основная задача — создание системы и такого приемника, который мог бы работать в жестких боевых условиях. ГЛОНАСС никогда не будет приносить прибыли именно в финансовом плане.
- Сколько средств уже затрачено на реализацию программы?
- Думаю, сейчас точно вам этого не скажет никто. Ведь система разрабатывалась как военная, и многие работы велись под грифом «совершенно секретно». К слову, со многих нынешних работ этот гриф также не снят.
- Сколько еще требуется средств?
- Глобальный вопрос… Думаю, в ближайшее время цифры будут озвучены на правительственном уровне. Однако уже сегодня можно с уверенностью сказать — сотни миллиардов рублей. Понятно, что это очень дорогостоящее мероприятие. Не зря же во всем мире на сегодня создано всего лишь две системы глобальной навигации — в США и в России. Такие траты под силу лишь отдельным супердержавам, к коим Россия все-таки относится, что бы ни говорили. Хотя в нынешних условиях наша страна никогда бы не создала такой мощной системы. ГЛОНАСС — это подарок от Советского Союза.
- Как вы относитесь к применению системы в качестве средства слежения за дорогами, выполнением правил дорожного движения и т. д.?
- Здесь большой потенциал. К примеру, на городской, междугородный или международный автобус устанавливается приемник. Однако учитывайте: эта информация только для водителя. Чтобы передать эту информацию диспетчеру, мы можем передать ее по каналам сотовой связи. В пригороде, где мобильник не ловит, информация может накапливаться и затем, где связь появляется, передаваться на контрольный пункт.
- Но если сотовой связи вообще нет?
- Конечно, и такое может быть. Например, если судно идет на север по Енисею. Здесь можно воспользоваться каналом спутниковой связи. Конечно, это будет несколько дороже, чем канал сотовой связи. Но ради дела.
- Такие системы вообще актуальны?
- Если мы хотим следить за транспортом и, следовательно, управлять им, то это одна из наиболее актуальных задач.
- Когда ГЛОНАСС придет в каждый дом?
- Я оптимист и могу сказать точно — ГЛОНАСС никогда не придет в каждый дом. Потому что в ближайшие десять лет мы не сможем конкурировать с системой GPS. Причина банальна — Россия после развала Союза серьезно отстала от Штатов в плане развития этой системы, хотя мы и начинали одновременно. Отставание примерно лет на двадцать. Однако это не должно смущать пользователя. Он может успешно применять совмещенный приемник ГЛОНАСС-GPS.
- Однако именно совмещенный?
- Да, потому что в ближайшие десять лет на рынке России не появится такой приемник ГЛОНАСС, который бы мог конкурировать с приемником GPS. Для этого его стоимость не должна превышать трехсот долларов.
- Но вроде бы наши уже изобрели некий совмещенный приемник и даже подарили Путину? Кстати, прибор этот достаточно серьезно критиковали специалисты…
- Пока ничего не могу сказать, так как не видел этого прибора. В прессе пишут, что основа корейская, сам приемник — украинский… Думаю, все, что там написано, соответствует действительности. Кстати, мы планируем приобрести такой приемник. Вот когда сам увижу, пощупаю и попробую, тогда и расскажу вам, соответствуют ли описания в прессе реальному положению вещей. Мы хотим выступить в роли независимых экспертов.
Марат Винский, "Вечерний Красноярск"