Многие красноярские улицы сегодня отремонтированы и приведены к ГОСТам не только по качеству дорожного полотна, но и по безопасности пешеходов. Однако количество пострадавших в ДТП если и снижается, то не намного.
Частный случай
Современные отремонтированные дороги не гарантируют безопасности пешеходов. За последнее время количество инвестиций в ремонт дорог в Красноярске сильно возросло. И, по сути, от этого стоило бы ожидать снижения травматизма на дорогах. Однако, по данным ГИБДД Красноярского края, в прошлом году на улицах города произошло 972 дорожно-транспортных происшествия с участием пешеходов. В этих ДТП погибло 28 людей, а 309 получили травмы различной степени тяжести.
Дело здесь не только в неосторожности пешеходов — по их вине произошла лишь треть всех аварий, — хотя и этого отрицать нельзя. Основная проблема в недостаточном количестве современных пешеходных переходов.
Особенно показательной в этом смысле является улица Молокова. Хоть происшествий на ней по сравнению с городом в целом произошло немного — всего 10, но занимает здесь другое. Недавно отремонтированная, по сути, являющаяся магистральной улица с большим потоком транспорта не обладает достаточным количеством оборудованных пешеходных переходов.
В конце прошлого года на ул. Молокова напротив дома № 33 погибла девушка. Она переходила улицу в неположенном месте, что с готовностью подтвердили в дежурной части ГИБДД, отметив, что в том месте вообще нет пешеходных переходов.
Этот случай мог бы пропасть в череде других происшествий, если бы не одно но: уже на следующий день на месте гибели девушки появился знак пешеходного перехода.
Спустя пару месяцев на этом же нерегулируемом переходе погиб мужчина, являвшийся пассажиром в попавшей в аварию машине.
Проблема же заключается в том, что до ближайшего современного пешеходного перехода в районе гипермаркета «АЛПИ» — по сути, единственного безопасного способа пересечь улицу — около 500 м. Понятно, что далеко не каждый человек пройдет такое расстояние, чтобы просто перейти улицу.
Вопреки стандартам
Конечно, Молокова не единственная улица в городе, где гибнут люди. Выяснить потенциально опасные для пешеходов места, нуждающиеся в первостепенном оборудовании пешеходными переходами, оказалось очень непросто. Даже в ГИБДД затруднились дать такую оценку.
Однако интуиция подсказывает, что подобных мест должно быть немало. Логика проста: дороги ремонтируются, автопарк города растет, соответственно, увеличивается и трафик, проходящий через улицу. Тогда как стандарты обустройства пешеходных переходов были разработаны в конце 80-х годов прошлого века — естественно, под ту дорожную ситуацию, а ГОСТы по установке светофоров — в 2004 году, когда дорожная ситуация также сильно отличалась от нынешней.
- На сегодняшний день в Красноярске нет улиц, которые не соответствовали бы этим стандартам, — заверили в ГИБДД. — Это касается и улицы Молокова.
В свою очередь ГИБДД не снимает с себя некой доли ответственности.
- Несмотря на то что сегодня не существует жестко прописанных стандартов обустройства тех или иных пешеходных переходов, — пояснили милиционеры, — мы давно убедились, что самым верным способом обеспечения безопасности на улицах является разведение транспортного и пассажирского потока, т. е. строительство под- и надземных пешеходных переходов.
- Наша практика показывает, что это самое эффективное, — рассказывают в ГИБДД. — После введения подобного перехода на Копылова мы отметили не только снижение напряженности на этом участке, но и сокращение числа ДТП.
Рассмотрев с практической стороны вопрос о переходе на улице Молокова в районе домов № 33 × 21, специалисты автоинспекции пришли к выводу, что там переход нужен. Однако, учитывая то, что на сегодня эта улица соответствует установленным стандартам, а значит, оборудовать большее количество переходов просто нельзя, посоветовали жителям этих домов обратиться с письмом в городскую администрацию, в котором попросить о строительстве перехода.
Ничьи улицы
По имеющейся у «ВК» информации, подобное письмо действительно существует. Правда, пока никаких действий со стороны администрации города нет. Это объяснимо — городские власти до сих пор не могут решить, кто ответственен за эту улицу.
Дело в том, что в 2008 году улица Молокова была то ли отремонтирована, то ли реконструирована. Департамент городского хозяйства перекладывает ответственность на управление архитектуры, которое в свою очередь отвечает тем же.
- Департамент городского хозяйства занимается капитальным ремонтом и текущим содержанием, все остальное — это прерогатива департамента архитектуры, — заявил пресс-секретарь департамента городского хозяйства Сергей Корень. — Мы не имеем никакого отношения к улице Молокова в принципе.
- На этот год в плане реконструкции улица Молокова не стояла. Мы ремонтом не занимаемся, это удел департамента городского хозяйства, — парировала пресс-секретарь управления архитектуры Оксана Покаместова.
Пока сильные мира сего выясняют, кто и что делал на улице Молокова, она, соответственно, не введена в эксплуатацию.
В Красноярске вообще есть ряд подобных улиц. Так, по информации краевого ГИБДД, после летних работ остались не у дел улицы 9 Мая, Игарская и Авиаторов. Оценить аварийность на этих улицах в ГИБДД не смогли. Остается только догадываться, сколько людей пострадало на них.
Это вообще тенденция нашего города. Если верить автоинспекторам, то после дорожно-ремонтных строительных работ ни одна улица не принимается на баланс города. Понятно, что в таком случае ни о каком строительстве современных пешеходных переходов не может быть и речи. У города просто нет оснований для их строительства, ведь улицы ему не принадлежат, стало быть, и обустройство их не его забота.
По сути, получается, что жителям домов около опасных участков остается немного: узнать, является ли их улица муниципальной собственностью, и в случае положительного ответа просить городскую администрацию. Или повысить свою осторожность.
Петр Лукашин, "Вечерний Красноярск"