Гостиницы Красноярска простаивают без клиентов и вынуждены временно перейти на сокращенный график работы. Во многих отелях занято не более половины номеров. Но даже в этих условиях некоторые игроки говорят о нехватке гостиниц и считают, что рынку есть куда расширяться. Вряд ли в ближайшее время в городе появится новый Marriot — пока с этой ролью справляются «гостиницы в квартирах».
Не до звезд
Наплыв клиентов в гостиницах Красноярска снизился наполовину. Данную тенденцию отмечают в местных отелях «Красноярск» и «Октябрьская». В начале года спа-отель «Такмак» был вынужден несколько недель работать по усеченному графику из-за отсутствия гостей. Сейчас, по словам его коммерческого директора Сергея Борисова, ситуация стабилизировалась. Борисов связывает отсутствие клиентов не только с традиционными сезонными колебаниями, но и с молодостью отеля. «Такмак» был открыт в ноябре прошлого, и еще не все знают о его существовании. Хотя сегодня в выходные дни наполняемость заведения составляет около 80%. Это хороший показатель для гостиницы. Однако, скорее всего, это связано в первую очередь со спецификой — услуги предоставляются как для проживания приезжих, так и для времяпрепровождения красноярцев. Так что небольшой поток в будние дни с лихвой окупается уикендами.
В остальных же гостиницах сетуют на постоянный недостаток клиентов. Генеральный директор «Октябрьской» Антонина Юдина связывает такую ситуацию с кризисом. При этом Юдина занимает двоякую позицию. С одной стороны, она соглашается, что сейчас краевому центру новых отелей не нужно, так как нет подобающего потока клиентов. С другой стороны, отмечает, что отелей все-таки не хватает. Однако необходимость появления новых гостиниц она объясняет не недостатком количества мест, а отсутствием четкой сегментации среди самих отелей.
- Сейчас в Красноярске появляются гостиницы с четырьмя звездами, но это ведь неправда, — отмечает она. — Никто не выдавал официального подтверждения таким заведениям, и на самом деле они явно недотягивают до этого уровня.
По словам Юдиной, в городе необходимо построить хотя бы один сетевой отель класса Marriot. Правда, со строительством неизбежно возникнут трудности.
- Для отеля такого уровня не подойдет Взлетка или Северный. Строить нужно непременно в историческом центре, где мест для строительства как раз катастрофически не хватает, — считает она.
Заместитель директора гостиничного комплекса «Сафари» Евгений Бочинский предполагает, что гостиница может быть не обязательно сетевой:
- Если построить новый отель класса люкс, он может пользоваться спросом независимо от бренда.
Руководитель службы маркетинга гостиницы «Красноярск» Елена Кухарчук подчеркивает, что создание нового большого отеля неизбежно приведет к перераспределению рынка. Общая загруженность оставшихся гостиниц при этом, по ее мнению, существенно упадет.
Вместе с тем игроки соглашаются, что люксовый отель, как и большинство гостиниц в Красноярске, будет иметь характерные для всех сезонные колебания спроса. При этом сезонность определяется не столько временем года, сколько проведением каких-то крупных мероприятий в Красноярске.
По обыкновению два наиболее грандиозных — это турнир Ивана Ярыгина и международный экономический форум. В такие дни, по признанию Кухарчук, гостиница забита практически до отказа: «Нам приходится отказывать клиентам, которые не входят в спортивные или иные делегации. Видимо, они просто снимают жилье в Красноярске».
Хотя уже сегодня очевидно, что даже этот стимулятор работает не всегда и не для всех. Так, попавший вначале в списки гостиниц, обслуживающих предстоящий экономический форум, спа-отель «Такмак» так и не встретит важных гостей. Организаторы решили уменьшить количество участников. А соответственно, обойтись меньшим количеством отелей.
Однако не все гостиницы зависят от внешних событий. Так, в «Сафари», например, после январского падения спроса сейчас наблюдают возвращение к прежним объемам. Бочинский отмечает, что наполняемость находится на уровне 65%. Отметим, что для обычного отеля 70% — отличный показатель.
Ценный вопрос
Появление новых игроков неизбежно приведет к снижению цен на рынке. Однако будет это еще не скоро. Хотя уже сейчас отели не поднимают цены на свои услуги, несмотря на повышение тарифов со стороны сетевых компаний.
Как призналась «ВК» Елена Кухарчук, сейчас стабильность ценовой политики — это один из способов выживания для отелей. В общем же Кухарчук согласна, что рынку не хватает разбивки на классы.
В то же время она соглашается, что сказать однозначно — Красноярску не хватает гостиниц — нельзя.
- Говорить о том, насколько насыщен рынок, сейчас невозможно, так как в крае, как и по всей стране, наблюдается отток клиентов, — говорит она.
И все же игроки настроены оптимистично, несмотря на очевидное понижение притока клиентов. В то же время ни один из опрошенных участников рынка не предвидит, что какой-нибудь из отелей может покинуть сегмент. Ведь у гостиниц всегда есть возможность для своеобразной диверсификации бизнеса — выживания за счет ресторана и аренды площадей для проведения мероприятий.
Заменители классики
В условиях отсутствия четкой сегментации гостиничного бизнеса, неравномерной и непостоянной наполняемости, все большую популярность в Красноярске завоевывают так называемые гостиницы в квартирах. Это объясняется тем, что в классических гостиницах, во-первых, дорого, во-вторых, не всегда хватает мест. Хотя в данный момент в отелях наблюдается падение объемов клиентуры примерно на 50%. Но, говорят, это временно и не мешает «квартирантам» — они фиксируют меньшее сокращение спроса. Елена Степаненко, маркетолог компании «Меридиан», специализирующейся в данном сегменте, говорит, что количество клиентов снизилось только на 30%. По словам Степаненко, в первую очередь на положение вещей повлиял кризис. Ездить в наш город стали объективно меньше. Степаненко также отмечает снижение количества сотрудников, которых предприятия посылали на учебу в Красноярск. Вторая причина — перенасыщенность самого рынка. Несколько десятков контор предлагают командировочным жилплощади. Причем многие новые компании, по словам Степаненко, ушли с рынка, не выдержав конкуренции с крупными компаниями. Видимо, для гостиниц в квартирах, по убеждению игроков рынка, собственно гостиницы — не главный конкурент.
- Мы рассчитываем на тех клиентов, которые привыкли к домашнему уюту. В отличие от гостиницы, в случае с квартирой клиент всегда может выбрать наиболее удобное для него месторасположение. И цены у нас ниже, — отмечает Степаненко.
Да и затраты на рекламу могут быть также относительно небольшими. Что интересно, в сетующих на недостаток клиентов классических гостиницах затруднились назвать, какие точечные рекламные кампании они проводят ради привлечения клиентов. Одним из основных в списке являются лишь программы лояльности к клиентам. В квартирных гостиницах проблема PR решается гораздо проще и дешевле: достаточно подать объявление в газету или написать на заборе большими буквами «гостиница в квартирах» и указать телефонный номер.
И все же, несмотря на то что дела у «квартирных отелей» обстоят лучше, чем у классических гостиниц, игроки не считают их сильными конкурентами, тем более в долгосрочной перспективе. Коммерческий директор гостиничного комплекса «Такмак» Сергей Борисов считает, что на фоне падения спроса на гостиницы квартиры могут отобрать часть клиентов у классических отелей, но только на время.
- Я бы не сказал, что гостиницы в квартирах являются конкурентами отелям. Это скорее заменители классики, — подчеркивает Борисов.
Хотя большая часть экспертов соглашается, что квартиры — это барометр и по ним можно гипотетически просчитать, какова свободная доля на рынке классических отелей в Красноярске. Однако на практике таких расчетов никто не производил. Некоторые аналитики берут за основу общее количество гостиниц в квартирах. Дескать, сколько мест предлагается в квартирах, столько и надо построить новых гостиничных номеров.
Марк Захаров, "Вечерний Красноярск"