На концерты Сергея Трофимова люблю ходить весной. Как-то особенно оптимистично в это время года звучит его «Московская» про рыжую девчонку Весну, которая скоро придет в озябший мир. И хочется, знаете ли, в это верить!
Благо и приезжает к нам Трофим все больше в начале весны (читайте отчет с недавнего концерта). В другое время представить его приезд уже просто невозможно. Как было бы странно смотреть «Иронию судьбы» посреди лета. А представить концерт Трофима без «Московской» тоже просто немыслимо.
Признаться, раньше я Трофима не воспринимала. Может, потому, что после выхода его альбома «Аристократия помойки» его дружно записали в шансон. Тот блатной шансон, который расцвел пышным цветом в постперестроечные годы, с его примитивной уголовной романтикой и хриплыми безголосыми певцами. Трофим с его песнями о судьбах простых работяг (особенно почему-то он жаловал шоферов) в этой когорте, впрочем, выделялся. Во-первых, потому что вокалом он владеет в разы лучше. Во-вторых — в его текстах всегда была осмысленность. И вообще, если говорить о шансоне — он шансонье в подлинном, изначальном смысле этого слова. Не имеющим ничего общего с блатной шушерой.
По-настоящему же он зацепил меня своим «Ветром в голове» — почувствовала родственную душу в этой ностальгической песне о школьной юности. Сама в то время прибивалась по битлам и вообще слушала рок-н-ролл.
А в дальнейшем запала на его «Московскую». И, кстати, вот что пришло в голову на последнем концерте Трофима. Как бы ни ругали Москву — и сами москвичи, и приезжие — а ведь сколько хороших, по-настоящему душевных песен о ней написано! Я промолчу за «Александру» Никитиных или песни Окуджавы — возьмем хотя бы недавнее. Ту же «Московскую» Трофима, «Маршруты московские» Александра Ф. Скляра, «Песню о Москве» «Несчастного случая», множество песен Ирины Богушевской — послушав их, как-то невольно проникаешься любовью к этому городу. И досадно, что о Красноярске нет ну ни одной приличной песни — сплошь дешевый пафос и кич. И дело не в том, что Москва — столица. О провинциальной Одессе написано не меньше — чего только стоят «Шаланды, полные кефали» или «Мишка-одессит». Восхищаюсь, снимаю шляпу и огорчаюсь за свой город. Не повезло ему с поэтами.