Науки бывают разные

19.03.2009

Научная деятельность крайне широкое поле. Один занимается ядерной физикой, а другой исследует влияние узора на обоях на здоровье жильцов. И все считают себя учеными. Чаще всего люди, работающие даже в близких областях, с трудом понимают друг друга. А как вообще связаны между собой разные области науки?

В современном мире основной источник научной информации — это научная статья. Сейчас почти все журналы имеют электронные версии. Американские библиотекари совместно с математиками и модельерами решили построить глобальную «карту» современной науки.

Для этого они проанализировали поисковые запросы более одного миллиарда пользователей самых популярных международных баз данных за два последних года. Нет смысла пытаться объяснить те алгоритмы, что использовали для построения этой карты. Лучше просто на нее полюбоваться. Все это очень напоминает какое-нибудь созвездие. Но есть у карты и конкретный смысл. Особенно она будет интересна для тех, кто занимается наукой.

Каждая точка на карте это один конкретный журнал. Разные цвета обозначают разные области науки. Линии между точками — связи между областями науки. Чем ближе находятся точки друг к другу, тем больше связаны эти журналы. Бело-желтый центр созвездия это социальные науки. Видно, что здесь все очень тесно переплетено. Это означает, что среднестатистический социолог, читает очень много разных журналов в близких областях науки. Естественные науки окружают область социальных наук. Физикам все фиолетово. Они плотно сидят в правом верхнем углу, и единственное, что их интересует кроме физики это химия. А вот химикам уже интересна и биология. Биология из всех естественных наук, имеет, пожалуй, самую тесную связь с социальными науками. Если двигаться дальше по часовой стрелке, то научное созвездие заканчивается медицинскими науками.

Конечно, можно считать такую карту просто красивой картинкой, но и она может дать полезную информацию. Например, при планировании совместных проектов можно учитывать насколько далеко находятся интересы представителей разных наук. Или наоборот — найти для себя новое поле приложений, выбрав те области, которые пока мало связаны между собой.