>
>
>
Денежный переплет

Денежный переплет

03.04.2009
0

Сложности книжного бизнеса сдерживают появление новых игроков

Книга — лучший подарок!

Последние несколько лет книжный рынок России по темпам своего развития мог бы сравниться с лидерами экономики. Вслед за объемами продаж рос и объем печати. Однако экономический кризис внес свои коррективы и в эту область бизнеса. Причем не всегда негативные.

Фиксация развития

Развитие книжного рынка началось примерно 15 лет назад, собственно, так же как и развитие рынка вообще. Книги всегда были ходовым товаром в нашей стране, неудивительно, что на них обратили внимание бизнесмены. Сам же рынок развивался весьма стремительно, год за годом побивая все новые рекорды, и уже в 2008 году, казалось бы, достиг своей вершины. В тот год, по данным Роспечати, было издано более 123 тыс. наименований книг общим тиражом 760 млн экземпляров, а объем рынка перевалил за $2 млрд. Не снизил рынок темпов роста и в первые месяцы кризисного 2009 года: только отечественных авторов за январь — февраль этого года было издано на 4 тыс. книжных наименований больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Такое поведение издателей несколько не согласуется с тенденциями спроса, который вот уже на протяжении последних 5—7 лет остается неизменен. Единственная тенденция к увеличению продаж была отмечена экспертами в сегменте деловой литературы. Однако в последние месяцы и по этой категории рост практически прекратился.

Структура сегодняшнего книжного рынка так же мало отличается от той, что была несколько лет назад. Первую строчку в объемах продаж по-прежнему удерживает детская литература. Причину опрошенные «ВК» эксперты рынка видят в том, что для ребенка книга как была, так и остается основным видом досуга, других у него просто нет.

Вторую строчку занимает разного рода художественная литература: детективы, фантастика, любовные романы, и лишь на третьем месте идут книги, связанные с домом, бытом и досугом.

— В продажах художественной литературы превалирует легкое чтиво, — говорит исполнительный директор сети «Книголюб» Юрий Тарантин, — на его долю приходится около 10% объема. Однако в последнее время появилась тенденция к опубликованию высокохудожественной прозы, но в связи с кризисом эта тенденция замедлится, а то и вовсе сойдет на нет — книги мало раскрученных авторов перестанут печатать.

Книжный оборот

Одна из основных характеристик книжного рынка Красноярска и края — относительно малое количество игроков. По сути, книжный «пирог» сосредоточен в руках трех компаний — «Бирюза», развивающая сеть «Книголюб», «ТОП-Книга» («Книжный причал», «Лас-книгас») и издательство «АСТ» (несколько фирменных магазинов).

- Такое положение дел объясняется тем, что для построения нормального книжного бизнеса необходимо перелопатить огромный ассортимент, — говорит Тарантин. — В среднем книжном магазине, чтобы там сформировался покупательский поток, надо держать минимум 10—12 тысяч различных наименований книг. Это приводит к тому, что на складах скапливается огромное количество товарных остатков.

Помимо этого при создании книжного бизнеса, по крайней мере на этапе старта, необходимы весьма внушительные оборотные средства, поскольку книге как товару свойственен достаточно долгий период возврата инвестиций.

- Книги — это не товар массового спроса, — говорит Юрий Тарантин, — некоторые из них могут ждать своего покупателя месяцы, а то и годы, что приводит к низкой скорости оборачиваемости денег.

К тому же и рентабельность книжного бизнеса, по оценкам экспертов, далека от запредельной — 4—5%. Неудивительно, что заниматься подобным бизнесом желающих находится не много, ведь есть бизнесы и подоходнее, и попроще.

Научные трудности

Одним из специфических сегментов на книжном рынке является научная литература. В ней сегодня происходят те же самые процессы, что и в обычной литературе, только в более яркой форме. Например, по оценкам ведущих игроков рынка, за последние несколько лет книги подорожали примерно на 40—50%, тогда как научная литература повысилась в цене в разы. Научные книги обладают еще более длительной оборачиваемостью, чем обычные, — они могут ждать своего читателя годами.

— Приходится признать, — говорит директор красноярского магазина «Академкнига» Светлана Торощина, — что сегодня нашему покупателю очень тяжело приобрести те книги, которые нужны. Цены выросли в разы, а покупательская способность — наоборот. Раньше одним из основных источников доходов научной книготорговли была комплектация библиотек, но сейчас этот процесс остановлен и доходы урезаны.

На сегодняшний день одним из немногих оставшихся у научных книготорговцев источников доходов являются вузовские библиотеки, которые так или иначе продолжают закупать учебники. Однако такой практики, как привоз определенного количества одинаковых книг для студентов по просьбе, скажем, профессора, сейчас нет.

— Дело в том, что сегодня весь книжный рынок, все издательства работают по предоплате, — говорит Торощина, — и нам нужны гарантии, что привезенные книги будут куплены. Сегодня вообще доля работы по заказу в нашем сегменте очень мала.

Вот и приходится научным магазинам искать способы выживания. В «Академкниге» сделали ставку на специальную, большей частью компьютерную литературу и так называемый научпоп (книги по истории, психологии и т. п., не отличающиеся академичностью изложения). И на сегодня именно второму виду литературы принадлежит лидерство в продажах «Академкниги».

— Доля собственно научной литературы в обороте магазина, — говорит Торощина, — примерно 10—12%, т. е. в месяц ее продается на 60—80 тысяч рублей, при общем обороте около 600 тыс.

ИТ-конкурент

Особняком на книготорговом рынке стоят интернет-магазины. Хотя данный вид покупок завоевывает все большую популярность среди красноярцев. По оценкам директора книжного интернет-магазина «Ярbook» Евгения Матвеева, за 2008 год объем продаж книг через Интернет вырос почти в 3 раза.

— Сегодняшний платежеспособный покупатель чаще всего человек спешащий и занятой, — говорит он, — ему, как правило, просто некогда ходить по магазинам, искать выбирать себе книгу, и потому он все чаще обращается к Интернету.

Правда, по объемам продаж красноярские интернет-магазины далеки от своих западных собратьев: по оценкам экспертов, в Москве и Санкт-Петербурге доля продаж через глобальную сеть составляет примерно 10—12%, не говоря об Америке, где в 2008 году 39% всех книжных покупок было сделано в одном лишь интернет-магазине Amazon.com.

— Сегодня доля интернет-магазинов в общем объеме книжного рынка Сибири не превышает 2%, — уверен Юрий Тарантин, — а в Красноярске, который по уровню проникновения Интернета сильно отстает от других городов, и того меньше. Аудитория же обычных книжных магазинов в разы превосходит число интернет-покупателей книг. Так что ни о какой конкуренции между этими форматами речи сегодня идти не может.

Согласен со своим коллегой и Матвеев. Однако он уверен, что уже через 2—3 года книжный интернет-рынок выйдет на достаточные объемы, чтобы составить конкуренцию старшему брату. Правда, это возможно лишь при условии сохранения сегодняшних темпов развития.

— Все предпосылки к этому есть, — говорит Матвеев. — Даже кризис не нанес особого вреда нашему сегменту, а в чем-то даже добавил преимуществ. Дело в том, что в связи с низкими операционными издержками книги в интернет-магазинах, как правило, дешевле, и эта разница может доходить до 100—150 рублей.

Правда, и крупные игроки «обычного» книжного рынка, по их утверждению, мало пострадали от кризиса.

— Покупательские настроения не сильно изменились с началом кризисного периода, — говорит Тарантин. — Мы не заметили особого снижения активности, а некоторые, наоборот, не имея возможности проводить досуг, как они привыкли, начинают возвращаться к книгам.

Глеб ПАНФИЛОВ, «Вечерний Красноярск»
фото Александра Паниотова

Рекомендуем почитать