1 мая ансамбль танца Сибири отметил
Где вы познакомились с Годенко, Людмила Владимировна?
У меня на родине, в Омске. Наш город широко отмечал свое
Сдержал обещание?
Сдержал! Я окончила не только вечернюю школу в Красноярске, но и в дальнейшем заочно Московский институт культуры (ныне Институт танца государственной академии славянской культуры. — Е.К.) по специальности «режиссура театрализованных праздников». Кстати, сама уже 15 лет там преподаю.
Так вот, родители мои возражать не стали, и в августе 1966 года я оказалась в ансамбле. Он к тому времени существовал уже
То есть хотите сказать, что вас взяли в ансамбль без профессиональной подготовки?
А это как раз была особенность Годенко — он охотно брал из самодеятельности. Приходили и такие, как я, с неоконченным средним образованием. Молодежь, которая просто любила танцевать. А еще, вы знаете, Михаил Семенович мог в толпе углядеть возможного солиста. Как ему это удавалось, загадка… Помню, собирались мы на очередные заграничные гастроли, уже вовсю шла погрузка наших кофров с костюмами. И в это время к Годенко приехала показываться девочка,
Полагаю, это было попадание в яблочко, раз вы спустя столько лет о ней помните?
Конечно, в яблочко! Медведя можно научить танцевать. Но чтобы разглядеть в незнакомом человеке образ, индивидуальность… У Годенко на это был настоящий талант.
Какой образ в ансамбле был у вас?
Я была лирическая героиня. А Лидия Дзьобак была другая по характеру — маленькая, заводная, очень сильная вертунья. У нас тогда была мощная группа солистов, все стали заслуженными и народными артистами России. Но многие уже не танцуют. Вообще в народно-сценическом танце я единственная народная артистка в стране, кто до сих пор танцует. Хотя каждый год сама себе говорю, что все, последний сезон выхожу на сцену. (Улыбается.) Но она меня пока не отпускает. Получила орден Дружбы, Госпремию РФ, первая стала лауреатом премии журнала «Балет» в номинации «Звезда народного танца». Будь Михаил Семенович жив, думаю, он бы за меня порадовался.
Правда, что Годенко был строгим руководителем?
Это не легенды — он действительно был очень строгим и требовательным. Хотя и с отменным чувством юмора. Но сам всегда был одет с иголочки и другим не спускал небрежности — ни в работе, ни во внешнем виде. Я до сих пор не могу выйти из дома без макияжа — это уже на уровне рефлекса. Он выстраивал нас каждое утро перед репетицией: «Вы что такие помятые, словно только что проснулись, почему ненакрашенные? Вы же артистки!» (Смеется.) А когда я только приехала в ансамбль, еще с косичками, мне сразу же велели поменять прическу и перекраситься. У него же были одни блондинки! Такая характерная особенность.
А какие требования он предъявлял в творчестве?
У него было выражение: «Движение — три копейки». То есть не важно, какие пируэты мы выдавали на репетиции, главное, что мы делали на сцене. И когда мы, например, вдруг брали на концерте не тот темп, не ту динамику, Михаил Семенович после первого же номера прибегал за кулисы — рассерженный, нос побелевший — и ругался: «Это не наши темпы, не наша аура, не наша энергетика!» И так всех этим заряжал, что мы
Но зато и реакция зрителей была соответствующей?
Залы на наших выступлениях всегда были переполнены. Помню, я была гостьей на
Кстати, Людмила Владимировна, ведь в то время эти два ансамбля постоянно сравнивали?
Сравнивали, причем даже в зарубежных изданиях нередко писали, что еще вопрос, кто сильнее — годенковцы или моисеевцы. Но это не совсем корректно, потому что у каждого коллектива был свой почерк. Годенко, как я уже говорила, часто брал людей с улицы. А у Игоря Моисеева было мастерство на уровне классического танца. Недаром его ансамбль до сих пор считается в нашей стране неким эталоном в народном танце. Ведь за счет чего достигается академизм? За счет школы, специальной подготовки.
Но нужна ли она в народном танце?
Спорный вопрос. Все развивается, и народный танец в том числе. Поэтому, наверное, база все же нужна. Я уже 20 лет работаю в Московском государственном академическом театре танца «Гжель», это целая империя. Начиная от школы коррекции, где занимаются дети от
И в самом деле, в чем основная сложность?
А это еще нужно суметь передать — настроение музыки в танце и чтобы все было красиво! Я считаю, что человеку это либо дано от природы, либо нет. На сцене нужно жить, а не просто делать
А каково, на ваш взгляд, сегодняшнее состояние ансамбля?
Трудный вопрос… В постперестроечное время был спад во многих сферах искусства, в том числе и в народном танце. Но сейчас все уже поднялись, о чем я могу судить и по «Гжели» — за двадцать лет этот коллектив многого достиг. А ансамбль танца Сибири до сих пор воспринимают только по хореографии его основателя. Но сам коллектив уже не тот… Недавно, когда он выступал в Москве, мне было очень грустно. Вроде бы и публики полный зал — цветы, овации. Но нет былой энергетики, чтобы нынешнее поколение артистов
Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»