Главная
>
Статьи
>
Всем культурным пресс-службам посвящается

Всем культурным пресс-службам посвящается

15.06.2009
40

Наткнулась на любопытное высказывание Павла Руднева, чего хочет критик от пресс-секретаря театра. Прочла и задумалась: а чего же хотим от пресс-служб (не только театральных, но и иных культурных) мы, журналисты, пишущие на эти темы?

Красноярск — не Москва, да и запросы (и задачи), в силу некоторых различий профессиональной специфики, у нас с критиками иные. Скажем, такой шоколадной роскоши, как до 10 событий в списке премьер «на сегодня» у нас нет (увы, увы!). Два-три события одновременно, и то крайне редко. Правда, писать и снимать журналистам приходится не только о театре.

Но это частности, вернемся к нашим домашним радостям. То бишь, к общению с культурными пресс-службами в местных условиях. Честно говорю — давно наболело. Кое в чем есть пересечение с запросами столичных критиков, поэтому повторяться не буду, рекомендую ознакомиться с текстом Руднева. Насчет остального — прошу любить и жаловать!

  • В основе всего — личные отношения. В нашем городе очень мало безумцев, рвущихся освещать неблагодарную тему культуры. Не знать их по именам и в лицо — значит, такой пресс-секретарь — случайный человек в своей профессии. Завязать личные контакты с журналистами — первое, что необходимо сделать.
  • У каждого журналиста есть свои индивидуальные предпочтения. Кто-то больше любит кино, кто-то — театр, кто-то — сельскую культуру (и, соответственно, лучше в этом разбирается). Задача пресс-секретаря — вычислить таких журналистов и именно на них сделать ставку. Сумеете выстроить контакт — мы будем вам лучшими друзьями и соратниками.
  • Вопрос: как выстроить пресловутый контакт? Не скупитесь на повышенное, но ненавязчивое внимание. Чем соблазнить журналиста? Рецепт простейший — интересной информацией! Если в ком-то из журналистов заинтересованы особо — эту информацию ему нужно предоставлять первому, что очень ценится. Тогда практически гарантированно она пройдет в печать (в эфир, на сайт информагентства).
  • Журналисты очень любят интервью с известными культурными деятелями. Мы уже смирились (ну, почти), что подобной роскоши от приезжих практически не дождешься. Но если нам отказывают даже в пресс-конференциях, не говоря уже об аккредитации на посещение… Земля-то круглая. Не стоит плевать в колодец, а потом удивляться: «Почему они нас игнорируют?»
  • Чего категорически делать нельзя (после этого вы навек в черном списке) — срывать журналисту работу. В моей практике был выдающийся случай, когда однажды на фестивале на просьбу посодействовать в интервью одна пустоголовая пиарщица сначала вроде бы договорилась о нем с артисткой. А потом созвала на обговоренное время всю прессу. И невозмутимо пожала плечами в ответ на мои претензии: «Ну ты же тут не одна». Хотя до моей просьбы даже не знала эту артистку в лицо и понятия не имела, что она уже приехала!
  • «Много вас, а я одна», «я забыла тебе сообщить» (что спектакль отменяется, пресс-конференция переносится, руководитель уехал в командировку, актер заболел — в случае, если была договоренность о визите или об интервью) — подобные заявления нужно навсегда убрать из лексикона. Иначе забудьте о добрых отношениях. Пресс-секретарь не указывает журналисту и не командует им — он договаривается. И тогда ему воздастся.
  • Еще один непростительный грех — дезинформация. Правда все равно имеет свойство просачиваться. Если вас уличили во лжи или нежелании/лени предоставить информацию, потом будет трудно восстановить прежнее доверие.
  • Не надо писать самим интервью/рецензии и предлагать их для опубликования. Подобные опусы размещаются в единственном случае — на условиях оплаты. Насчет публикации анонсов/афиши можно договориться с отделом рекламы на условиях бартера. За билеты.
  • Пресс-релизы должны быть внятными, без сиропа — только что, где, когда? Скажем, в предпремьерном релизе нужна информация о постановочной группе (с краткой информацией об этих людях), кто из актеров занят, почему театр взял сегодня в репертуар этот материал, чем он для него важен. Четко и достоверно, без восторженных излияний и пафоса. Журналисты не любят слишком короткие релизы, где мало информации, и оттуда нечего почерпнуть. Но просто ненавидят длинные «портянки» с изобилием слов «блистательный», «восхитительный», «изумительный»! Такой, прости Господи, релиз почти гарантированно отправляется в корзину. И часто нечитанным.
  • Срок отправки релизов — не позже, чем за неделю. Самое позднее — дня за два-три, и то такое воспринимается с пониманием в исключительных случаях. Например, когда речь идет о внезапных пресс-конференциях (деятели культуры — люди непредсказуемые, что ж тут поделать). На культуру редакторы дают объем ограниченный, и все события туда впихнуть просто физически невозможно. Планировать приходится заранее (и согласовывать свои планы еще и с фотокорами или телеоператорами). Если вы заинтересованы в освещении события — позаботьтесь о своевременной подаче информации.
  • Поток событий большой, поэтому забыть о каком-то из них немудрено. Стоит позвонить журналисту и поинтересоваться, получил ли он релиз. Добавив, что персонально его будут рады видеть на этом событии (у телевизионщиков своя специфика, поэтому, коллеги, предлагаю вам в форуме развить эту тему). Но ни в коем случае нельзя приставлять нож к горлу и настаивать: «Ты же культурный журналист, мы считаем, что наше событие очень важное, ты должна этим заинтересоваться». Заблуждаетесь — не должна, это моя добрая воля. А давление вызывает исключительно неприятие.
  • Если журналист без особого пиетета относится к творческому состоянию вашего учреждения или к его руководству, это не значит, что нужно перестать отправлять ему информацию. Под флагом: «Он все равно не придет или напишет/снимет что-нибудь плохое — пусть лучше вообще не приходит!» Хуже будет, если придет без приглашения.
  • Устоявшаяся практика, что на гастрольных концертах/спектаклях пресса сама ищет, где приткнуться. Мы с этим вынуждены мириться. Но если поискать свободное место предлагают на местной премьере — это откровенное неуважение. Места под прессу должны быть зарезервированы заранее. И не в последних рядах зала.
  • Если журналист знает больше, чем пресс-секретарь — это не в пользу последнего. Мы, конечно, можем находить прямые выходы на ваших руководителей и получать информацию от них (что часто и происходит). Но для чего тогда нужны вы?.. Неправильно, если все отношения журналиста и пресс-секретаря сводятся только к распределению билетов.
  • Впрочем, можно простить пресс-секретарю незнание (особенно на первых порах). Можно закрывать глаза на ляпы в релизах (до поры, до времени). Но что не прощается — безразличие к делу. Ибо культурой занимаются, как правило, журналисты неравнодушные, большой карьеры на этой теме не сделаешь, а шишек от начальства — сколько угодно. Если нам не все равно, а вам глубоко фиолетово до вашего театра (оркестра, ансамбля, творческого союза) — мы не сработаемся.
  • Зато когда пресс-секретарь искренне любит свой театр (оркестр, ансамбль и т. д.), знает труппу, закулисье, радушен, внимателен и гостеприимен к журналистам, терпелив к невежеству нашей братии (увы, встречается и такое) и готов просвещать, из-под земли стремится нарыть информационные поводы и не ленится их предлагать и обсуждать — он получит просто вал публикаций/сюжетов.
  • Мы люди контактные, заинтересованные и крайне любопытные. И не злые — никто не идет на спектакль (концерт, выставку, презентацию) с заведомым намерением разгромить. Если вы к нам со всей душой, то и мы к вам с пониманием и открытым сердцем (заточенным пером, дружелюбной фото/видеокамерой). Будем же союзниками!

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать