Главная
>
Статьи
>
Михаил Зуевский: «Вокруг инфраструктуры и формируется весь промышленный кластер Нижнего Приангарья»

Михаил Зуевский: «Вокруг инфраструктуры и формируется весь промышленный кластер Нижнего Приангарья»

01.07.2009
0

Объемы государственного финансирования Нижнего Приангарья по сравнению с частными инвестициями не так и велики. Тем не менее этот аспект не менее значим, ведь без должной инфраструктуры перспективы частников так и останутся перспективами. Как продвигаются дела в этом направлении, «ВК» рассказал директор краевого государственного учреждения «Дирекция по комплексному развитию Нижнего Приангарья» Михаил Зуевский.

Все идет по плану

Михаил ЗуевскийМихаил Федорович, могут ли повлиять задержки финансирования из федерального инвестфонда на общую ситуацию в Нижнем Приангарье? Или, несмотря ни на что, объекты, которые входят в зону ответственности края, удастся достроить в срок?

Давайте для начала разберемся, о каком финансировании идет речь. К зоне ответственности нашей дирекции относятся создание схемы по выдаче мощности с БоГЭС и строительство дороги Карабула — Ярки (Красноярский край также отвечает за строительство автомобильной дороги Канск — Абан — Богучаны и мостового перехода через Ангару, подготовку ложа водохранилища. — «ВК»). На этих объектах проблем со своевременным поступлением денежных средств от Федерации нет.

Собственно, строительство всех объектов идет по плану. Сейчас наша дирекция курирует работы по строительству линий электропередачи, которые идут от БоГЭС до подстанции «Ангара» и от подстанции «Ангара» до подстанции «Камала». Одновременно строится и сама подстанция «Ангара». Недавно был заключен договор на строительство подстанции «Камала».

Думаю, в августе приступим, начнутся работы на открытом пункте перехода от БоГЭС.

Несмотря ни на какие проблемы, этот комплекс объектов будет сдан в срок, то есть к 2010 году. Нынешние темпы строительства и финансирования позволяют быть уверенным в этом практически на сто процентов. Согласен, есть нерешенные вопросы, но блокирующих факторов нет.

А что с железнодорожной линией?

Пока контракты заключены не на весь объем завершающих работ, но у нас еще есть время до августа — закончить все организационные и юридические процедуры по заключению госконтрактов. Так что железная дорога Карабула — Ярки длиной 46 километров тоже должна быть готова в 2010 году. В принципе, этот проект должен был быть запущен уже давно, впрочем, как и весь проект освоения Нижнего Приангарья.

Для чего нужна эта ветка?

В десяти километрах находится строительная площадка ЦБК. По дороге будут поставляться грузы для строительства, а после — все расходные материалы и собственно сам товар. Нагрузка на эту ветку будет достаточно значительной. Кроме того, в дальнейшем планируется продолжить строительство дороги до БАМа. Важность этого проекта очевидна. Ведь именно вокруг инфраструктуры и формируется весь промышленный кластер, бурлит жизнь.

Ну и никто не отменял пассажирского сообщения. Завозить рабочих-то, по крайней мере, тоже нужно. А то ведь сегодня, чтобы добраться до Богучан, нужно доехать на поезде до Карабулы, а потом по плохой дороге на авто. Железнодорожная ветка позволит минимизировать расходы пассажиров и сделать перемещения более удобными и комфортными.

БоГЭС проживет даже без завода

Известно, что у РУСАЛа сейчас не хватает средств на достройку БоГЭС и алюминиевого завода. Что будет, если станцию сдадут в срок, а завод позже? Куда девать энергию?

Вот потому-то перед нами и стоит задача вовремя сдать схему по выдаче мощности БоГЭС. Согласен, алюминиевый завод по задумке являлся одним из главных потребителей электроэнергии. Однако теории псевдоаналитиков о том, что без этого объекта строительство БоГЭС бессмысленно, не выдерживают никакой критики.

Я уверен, что энергия БоГЭС будет на сто процентов востребована даже без завода. Очевидно, что более дешевого и безопасного источника, чем гидроэлектростанция, человечество еще не выдумало.

То есть схема по выдаче мощности позволит продавать электроэнергию другим потребителям?

Именно так. Кроме того, пуск первых трех гидроагрегатов позволит компании «РусГидро» уже на этом этапе получать некоторую прибыль, которая может, кстати, являться дополнительным источником средств для дальнейшего строительства и пуска остальных шести энергоблоков.

Учитывайте, что в проекте по выдаче мощности есть подстанции, передающие энергию на Тайшет, подстанция Приангарская. Конечно, потребности алюминиевого завода учитывались при проектировании Богучанки, но сказать, что без завода ГЭС не нужна, подчеркиваю еще раз, было бы неправильно.

Та же Красноярская ГЭС работает в основном на алюминиевый завод. И я уверен, что когда-нибудь металлурги запустят свой проект в Богучанах.

И вы рассчитываете, что вся электроэнергия будет востребована?

Весь объем первых трех энергоблоков — это точно. Что касается остальных агрегатов, то это уже дело инвестора и зависит от ситуации. Тут действительно важно, будет ли построен завод, и многое зависит от рентабельности.

Оптимизация и демпинг

Некоторые аналитики высказывали мысль, что энергия понадобится Иркутской области, дескать, там множество мелких инвестиционных проектов, и они стоят из-за отсутствия энергии. Как вы относитесь к этому?

Иркутская энергосистема — замкнута и живет по своим внутренним правилам. Но если существует потребность, почему бы и нет. Мы проводили ряд совещаний с представителями этого региона и при необходимости вполне можем обеспечить доступ электроэнергии с БоГЭС. Все ведь диктуется экономической целесообразностью.

Сейчас все затраты на проекты оптимизируются. Сметы существенно подешевели. Во всем винят кризис, но не говорит ли это об изначально завышенной стоимости некоторых объектов и работ?

Возможно, озвученные ранее конкурсные предложения считались по каким-то укрупненным показателям. Но ведь подрядчики завоевали право работать по таким сметам в результате открытого конкурса. К слову, я еще ни одного человека не видел, который бы хвалил федеральный закон № 93, в соответствии с которыми и проводятся эти процедуры.

При дефиците живых денег желающих заявиться на конкурс всегда находилось много. На мой взгляд, более актуальной сейчас является как раз обратная проблема. Компании начали демпинговать, пытаясь сохранить себя, свой коллектив. При этом заказчики понимают — качественно провести работы за небольшие деньги невозможно. Так же как невозможно обеспечить достойную заработную плату коллективу. Но ничего сделать нельзя — таков закон, который диктует, что одним из важнейших факторов является стоимость работ. Чем меньше цена, тем больше шансов выиграть в конкурсе.

А случаи такого демпинга уже бывали при освоении Нижнего Приангарья?

Большая часть контрактов заключалась еще в докризисное время. Конечно, проблемы существуют, но они носят скорее технический характер.

Например?

Ответ на этот вопрос скорее в компетенции Федерации. Сейчас, например, очень остро стоит вопрос об использовании древесины, которая вырубается на тех участках, где ведутся работы. В частности, это коснулось и нашего проекта — создания схемы по выдаче мощности. Ведь проложить ЛЭП без вырубки не получается. Проблема особенно остро стояла в начале строительства, так как большая часть работ проводилась в охранных лесах и даже получить разрешение на вырубку было проблематично.

В данный момент совместно с новым министром природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края Сергеем Дунаевым мы пытаемся решить эту проблему.

Но ведь лес вырубается, ЛЭП строится. В чем проблема?

Да, строится, но что делать с древесиной? Просто вырубить — недостаточно. Ведь бревна находятся на участке и мешают проведению работ. Вывезти их или продать подрядчики не имеют права. Это нарушение федерального законодательства. В сущности, это банальный ляп законодателя.

Из-за этого в самом начале даже произошла задержка по некоторым видам работ. Ведь в Лесном кодексе четко было прописано, что сплошные рубки в охранных лесах запрещены. А как построишь ЛЭП без этого? В марте этого года по инициативе Красноярского края соответствующие поправки были внесены, и теперь вроде бы все улажено. Думаю, в течение ближайшей недели вопрос с вывозом леса также будет решен.

А какие варианты его решения существуют?

Федерация должна разработать механизм. Например, лес может выкупаться самим же подрядчиком и потом реализовываться по рыночным ценам. Правда, с тем, что уже вырублено, мы вряд ли сможем что-то сделать. На самом деле это очень серьезный вопрос, так как древесина представляет ценность, и просто так выбрасывать ее было бы бесхозяйственно.

Достроить крышу

Какова эффективность вкладываемых бюджетом средств? Ведь очевидно, что добиться изначальных плановых показателей в Нижнем Приангарье невозможно в первые годы.

В первые годы — невозможно. Но, позвольте, приведу пример из другой области. Решил человек построить дом. Сначала он рассчитывал на одну стоимость стройматериалов, потом грянул кризис, и материалы вроде бы подешевели, впрочем, и его зарплата снизилась. Он планировал построить за три года, а теперь сомневается, удастся ли за десять лет. Стены уже возведены, крыльцо есть. Перед ним встает дилемма, укладывать крышу или нет. Вроде бы и накладно, но без кровли стены разрушатся, и вложенные ранее деньги будут потеряны. Коммуникации и отделку при этом все равно провести не удастся. Что вы выберете?

Надо бы достроить крышу.

В том-то и дело. Да, сейчас кризис, но что прикажете делать — забыть о многомиллионных инвестициях, которые уже вложены в проект Нижнего Приангарья? Учитывайте, что проекту этому не один десяток лет. Да, мы не говорим о том, что каждый вложенный рубль принесет те прибыли, на которые рассчитывали ранее. Но и затраты на остановку всего этого гигантского механизма тоже велики. По сути, если сейчас все бросить, то проект будет утерян безвозвратно.

Простой пример. Если сегодня законсервировать строительство БоГЭС, то проще будет сразу же подумать о ее демонтаже. Это объясняется не только финансовыми, но и технологическими причинами.

Считаю, что позиция ГидроОГК по закрытию донных отверстий абсолютно верна. В этом случае обратного пути уже не существует.

Мало кто думает о безопасности. Смотрите, Кодинск получает электричество с Братской ГЭС. Это позволяет работать электрокотельной. Но энергия идет всего лишь по одной ЛЭП. Любая поломка, и все — никакого резерва. К слову, если зимой энергетики не смогут устранить аварию в течение пяти часов, то система отопления в домах Кодинска просто-напросто разморозится — это коммунальная катастрофа. Противники освоения Нижнего Приангарья мало думают о социальном аспекте. Если БоГЭС будет достроена, то такие риски можно свести к минимуму или вообще избежать зависимости от соседнего региона. Это же нонсенс, когда территория, обладающая такими мощными ресурсами, живет за счет кого-то со стороны.

Залог развития

К слову о социальной составляющей. Наверняка строительство предприятий даст толчок для развития городов?

И не только для развития. Это нормализует ситуацию. Вот смотрите, жилье в Богучанах сегодня стоит так же, как в Красноярске. Аренда квадратного метра коммерческой недвижимости — тысяча рублей. Наша дирекция в краевом центре арендует офис по 400 рублей за квадратный метр. Квадратный метр стоит столько вовсе не потому, что там велик спрос. Просто площадей не хватает.

А все упирается опять же в отсутствие мощностей для подключения. Строить дома или офисные помещения просто невозможно, так как нет технических условий для этого.

Конечно, собственная электроэнергия позволит исправить ситуацию — начать строительство и нормализовать стоимость квадратного метра.

То, что зона Нижнего Приангарья будет развиваться, сегодня не вызывает никаких сомнений. И наша задача — обеспечить этот район нужной инфраструктурой. Ведь когда все говорят об этом проекте, то сразу всплывают БоГЭС и завод. Но отчего-то все забывают о том, что в недрах Нижнего Приангарья сокрыты многие ценные полезные ископаемые. Кроме того, это богатый лесом край.

Но все-таки больших городов там не будет?

А нужна ли такая гигантомания? Ведь, когда я говорю об увеличении темпов строительства, вовсе не это имею в виду. Речь прежде всего идет о качестве и уж потом о количестве.

Взять тот же ЦБК. В проекте наверняка предусмотрено строительство жилья для рабочих. Алюминиевый завод и БоГЭС — то же самое. Темпы будут увеличены, в этом я уверен. Завод все равно будет построен. Вопрос лишь в том когда.

Досье «ВК»

Зуевский Михаил Федорович родился 26 мая 1959 года в поселке Тайга Кемеровской области. В 1997 году окончил Сибирскую государственную геодезическую академию.

1979-й — техник отдела изысканий и проектирования железных дорог в Томгипротранс Главтранспроекта.

1980—1982 гг. — старший топограф, Анжерская геологоразведочная партия треста «Кузбассуглеразведка».

1982—1986 гг. — старший техник, инженер Архитектурно-планировочного управления Красноярска.

1986—1988 гг. — работа в администрации Сосновоборска.

1988—1990 гг. — начальник Березовского архитектурно-планировочного бюро исполнительного комитета Березовского районного Совета народных депутатов отдела по делам строительства и архитектуры.

1991—1994 гг. — директор МП «Параллель-56».

1994—1996 гг. — председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству Каратузского района Красноярского края.

1996—1999 гг. — глава Каратузского района Красноярского края.

1999—2001 гг. — начальник Управления капитального строительства Красноярского края.

2001—2002 гг. — заместитель начальника Главного управления строительного комплекса.

2002—2003 гг. — заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства Красноярского края.

2003—2006 гг. — руководитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Красноярскому краю, руководитель управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красноярскому краю.

Марк Захаров, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать