Главная
>
Статьи
>
Политика
>
Беспредел вкусовщины

Беспредел вкусовщины

08.10.2009
51

Внешний облик Красноярска все больше напоминает поле чудес

Еще совсем недавно появление новых памятников в Красноярске было настоящим событием — устанавливали их лишь по значительным поводам. Времена изменились — всевозможные скульптуры на улицах города появляются как грибы, по их количеству Красноярск уже обгоняет многие города Сибири. Вот только качество большинства этих творений оставляет желать лучшего.

Скульптурный хаос

На статус памятников подобные изваяния не тянут  Помнится, тема скульптуры в городской среде пару лет назад бурно обсуждалась на круглом столе в Красноярском союзе архитекторов. Художники, дизайнеры и архитекторы не скрывали тревоги — обустройство Красноярска ведется настолько хаотично, что город постепенно теряет свое лицо. И проблема выходит далеко за рамки скульптурной безвкусицы. Как заметила архитектор Ольга Смирнова, здания или монументы — всего лишь средство. А главная цель и архитекторов, и скульпторов — создавать среду, в которой будут жить люди, формироваться новые поколения. Оглянемся вокруг: какая среда создается в краевом центре?

Ответ малоутешительный. Как с горькой иронией высказался по этому поводу председатель Красноярского краевого отделения Союза художников России Сергей Ануфриев, внешний облик Красноярска все больше напоминает поле чудес, куда каждый может внести все, что только душа пожелает — несуразные скульптуры, пластмассовые деревья, фасады зданий, покрашенные кислотными красками. Соизмеряясь не с эстетическими канонами, а лишь с собственным вкусом и представлением о красоте. Точнее — красивости: уровень местечковой вкусовщины в Красноярске переходит все мыслимые пределы.

Элементы общей среды

Определимся в терминах. Итак, статус памятников уместен лишь по отношению к монументальной скульптуре, увековечивающей память о великих людях или значительных событиях. Такие творения, как правило, живут столетия (если в их судьбы не вмешиваются революции и стихийные катаклизмы).

Жанровая скульптура — а это, например, известные в нашем городе изваяния фотографа, сантехника и т. п. — на столь серьезный статус просто не тянет. Как не претендует на него всевозможная архитектурная и декоративная пластика — от резных скамеек и прочих мелких элементов облагораживания городской среды до крупных фонтанов. Подобные объекты вряд ли устанавливаются на века. А иногда их жизнь вообще измеряется месяцами (еще не забыли пингвинов, несколько лет назад «украшавших» фонтан около Копыловского моста?).

Однако и памятники, и более скромные элементы декора — все они формируют нашу среду обитания, эстетический облик города. Каким он станет через несколько лет при столь хаотичном и откровенно безграмотном наполнении?..

Увековечили национальный порок

Именно отсутствие внятной политики в обустройстве этой пресловутой среды — главный бич Красноярска, считают специалисты. До перестройки в краевом центре существовал городской художественный совет. Вместе с главным художником города этот общественный экспертный орган отвечал за эстетику Красноярска. Сейчас, несмотря на всем очевидный разгул антихудожественной вакханалии, у города нет ни главного художника, ни художественного совета. Нет его и в Красноярском крае (хотя краевой статус для такого совета был бы нелишним). В итоге имеем то, что имеем, — в сквере Сурикова «пасутся» декоративные жирафы, а новобрачные фотографируются в обнимку со скульптурой пьяного мужика, на которого писает пес (на ул. Ломоносова, 7). И это — нормально?

фото из журнала http://kapuchin.livejournal.comСкульптура пьяного с собачкой вообще стала притчей во языцех в художественных кругах Красноярска. Совещание в администрации города, на котором когда-то обсуждали — а стоит ли устанавливать такую фигуру? — состоялось лишь для протокола. В то время как присутствовавшим там демонстрировали маленькую модель скульптуры, ее оригинал уже был установлен на улице. Вот уж нарочно не придумаешь — увековечили национальный порок…

- Еще в начале 90-х мы предлагали администрации Красноярска создать парк скульптур в районе Стрелки, — говорит Сергей Ануфриев. — Можно было бы проводить там международные симпозиумы по скульптуре, приглашать художников со всех стран мира — они дарили бы городу свои работы. Но, судя по всему, нашим властям больше нравится видеть там пивные палатки.

Притом что профессиональный потенциал в Красноярске есть. Что показала, например, прошлогодняя выставка керамики «ЗОО в парке», когда художники установили свои скульптуры прямо в траве в Центральном парке культуры и отдыха. Кстати, художественные проекты по обустройству городской среды можно будет увидеть 16—17 октября на Красноярском городском форуме в МВДЦ «Сибирь». Но захотят ли к ним присмотреться наши власть имущие?..

Дубенскому не повезло

Да ладно, если бы вкусовщина отцов города распространялась только на установку сомнительных скульптур-однодневок! По словам архитектора Михаила Киселевского, в 1957 году в Москве перед фестивалем молодежи и студентов специальная комиссия распорядилась демонтировать в центре столицы сразу 200 фонтанов — в силу их антихудожественности. Думается, Красноярск такое со временем тоже ожидает — не 200, так 20 фонтанов и прочих скульптурно-декоративных «изысков» с его улиц постепенно исчезнут. Но как быть с некоторыми серьезными памятниками? Установленными по определению не на одно столетие? Самый вопиющий их таких примеров — памятник Андрею Дубенскому (автор — Владимир Гирич). Почетный гражданин Красноярска скульптор Борис Мусат не скрывает негодования:

- Как могло произойти, что главный памятник города, который должен быть выполнен на пике возможностей Красноярска, установлен по личному желанию главы отдельного района (Советского — в то время эту должность занимал Иван Девяткин. — Е. К.)? И без открытого конкурса — как-то между делом! В скульптуре нарушены элементарные пропорции. Это же форменная партизанщина — нет, настоящий бандитизм!

Свое мнение Борис Ильич высказал и главе Красноярска Петру Пимашкову при личной встрече. Мэр согласился — да, безобразие. Но воз и ныне там, дальше разговоров дело не идет.

Ищите спонсора

Скульптура в городе сама по себе существовать не может — она лишь элемент в системе благоустройства. Элемент, который должен гармонировать с тем пространством, где он размещается. Это аксиома. Но о чем говорить, если у нас нет муниципальной программы монументально-декоративного оформления? А без нее, как утверждают специалисты, мы далеко не уедем.

- Где, какой памятник установить, кому и когда — все это включается в такую программу, — утверждает архитектор Валерий Крушлинский. — А не так, как у нас: умер Астафьев — надо ему памятник поставить. Но так же нельзя! А как в Красноярске практикуется общее благоустройство? В лучшем случае, воткнули три тополя, сделали проездные дорожки. Когда на заседании у Петра Пимашкова обсуждали программу «Мой красноярский двор», я предложил использовать проекты, некогда разработанные у нас в Гражданпроекте, но нереализованные. Идею поддержали. Пока не выяснилось, что на корректировку каждого проекта нужно примерно по 10 тысяч рублей. Никто не захотел платить! Привезли во дворы по бочке краски, покрасили бордюры — вот и все благоустройство… Проблема в том, что индивидуальный подход в оформлении — удовольствие очень дорогостоящее. Но если в бюджете нет средств, нужно, чтобы это стало привлекательным в глазах инвесторов.

Как на Западе, где в пояснительной табличке к памятнику указывается не только имя скульптора, но и на чьи средства и по чьему заказу он установлен. Почему такое не практикуется у нас?

Узда на градоначальника

Как считают специалисты, помимо художественного совета, куда входили бы художники, архитекторы, искусствоведы и историки, на установку любого памятника в Красноярске необходимо проводить открытые конкурсы. А запрет на бесконтрольную установку скульптур и прочие произвольные украшения должен быть закреплен законодательно. И тогда никто не посмеет по собственному усмотрению менять облик города.

- Во многих западных странах не то что скульптуры на улицах устанавливать — даже ручки на входных дверях старинных домов нельзя поменять без разрешения специалистов, — добавил Сергей Ануфриев. — Со стороны такой подход может показаться анахронизмом. Но именно благодаря ему и удается сохранить колорит европейской атмосферы.

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск»

Рекомендуем почитать