Юбилей Василия Ивановича Сурикова в этом году Красноярск отметил с размахом. В рамках II зимнего суриковского фестиваля искусств прошло множество концертов, выставок, а также конференции и фестивали. Кроме того, к юбилею было приурочено взятие снежного городка инвалидами по зрению, праздничное гашение юбилейных конвертов на сцене театра Оперы и балета, суриковские беседы в детских, юношеских и специализированных библиотеках. Вдобавок Александр Хлопонин попросил не забывать про юбилей Сурикова на турнире Гран-при «Иван Ярыгин». О масштабе Суриковского фестиваля, о Сурикове как предмете национальной гордости и художественных традициях мы побеседовали с председателем красноярского отделения Союза художников Сергеем Ануфриевым.
Как вам нравится ход суриковского фестиваля? Организация, конкретные мероприятия и общий дух?
Дело даже не в том, нравится или не нравится. Проведение бразильских карнавалов – это одно, а проведение суриковского фестиваля – принципиально другое. Эта культура нам роднее и ближе, тем более это - наша история, о которой в последние годы все больше и больше забывают. Ведь у нас есть не только кока-кола и гамбургеры. История забывается, особенно она непопулярна среди молодых людей, которые даже не знают, что Суриков - это вообще-то великий русский художник. Мы проводили такую акцию: три его больших картины привезли и поместили в фойе трех торговых центров. И оказалось, что 80% людей знают улицу Сурикова, а кто он такой, понятия не имеют.
Целых 80 процентов?
80 процентов. Это навевает такую грусть. Я не знаю, сейчас в школе преподается история искусств или нет, но действительно, очень многие не знают, кто такой Суриков. Кроме него ведь еще много великих русских имен, художников, музыкантов, писателей, а люди в основном тяготеют к детективам, американским кинофильмам. Почему это происходит, почему люди забыли о своей культуре и приобщились к другой? Мы как раз стараемся развернуть людей к нашей культуре. Выставку «Суриков и его эпоха» мы сознательно готовили целый год. Эти работы художники создавали специально для выставки. Готовили мы ее вместе с художественным фондом «Суриков», который существует для поддержки профессионального изобразительного искусства, потому что государством оно забыто.
Кроме выставок проходит очень много популяризаторских мероприятий, связанных с именем Сурикова. Выпуск конвертов, беседы в библиотеках, возложение цветов. Вам кажется, нужно их разворачивать именно в таком масштабе?
А как же? Вот назовите две или три фамилии из истории Красноярска, которые были бы равны по уровню Сурикову. Не обязательно художников, назовите политиков, купцов или спортсменов, тех, кто действительно прославил красноярскую землю настолько, что можно было бы гордиться, что мы на ней живем. Нет личностей такого масштаба.
Я с масштабом не спорю, я только хочу спросить, не кажется ли вам, что шумихи слишком много по сравнению с невниманием к другим художникам? Кроме Сурикова и, пожалуй, Поздеева, большинство не может назвать ни одного красноярского художника.
Я сейчас вам объясню, почему так сложилось. Два года мы собирали материал, выиграли грант и выпустили альбом «Художники земли красноярской». Больше такой информации нигде нет. Здесь все - от учеников Сурикова до современности. Когда он появится в школах, можно будет говорить, что об авторах можно узнать хоть что-то. Потому что на выставки практически никто не ходит. А имя Сурикова не каждый день произносится. Такой праздник для Красноярска более характерен, чем какой-нибудь кубинский фестиваль. Мы ведь не монголы, не чукчи, мы не латиноамериканцы, хотя сериалы многие любят. Надо уметь любить свою культуру, иначе мы превратимся неизвестно во что.
Суриков для молодых людей – что-то такое…
Отмершее.
Да. Может быть, стоит пропагандировать более современных художников, чтобы привлечь людей в галереи?
Существует КИЦ, где на государственные деньги проводится множество акций, чтобы привлечь молодежь, таких как биеннале, музейные ночи. Но я категорически против того, чтобы в музее можно было курить, материться, пить пиво. Они таким путем пытаются привлечь внимание, но на самом деле это – обыкновенная пошлость, и этого нельзя допускать, потому что дальше будет еще хуже и страшнее, позорнее. Что надо для того, чтобы молодежь вдруг, ни с того ни с сего, потянулась в музеи? Эротику показывать с утра до ночи? Или раздавать легкие наркотики? Мы не за то, чтобы в выставочных залах постоянно толпились люди. Хотя когда была выставка графики Пако Рабана, пришло много человек, тех, кому интересно. И они придут в следующий раз, потому что они даже не знали, что здесь есть выставочный зал. Задача искусства - не распространиться в виде одинаковой жвачки для всех. Искусство – это то, над чем нужно задумываться. Классическая музыка нужна для того, чтобы человек учился ее понимать, и понял, что это - божественное, то, чего больше уже не будет. Больше не будет Баха, не будет Моцарта, никогда не будет Леонардо да Винчи, Суриков умер. Ему на смену не появились личности такого масштаба. Симфонический концерт Бетховена и работа ди-джея на пластинках – это, честно говоря, несравнимые вещи. А в библиотеки на беседы о Сурикове я и сам не хожу, мне не нравится эта форма, она мне кажется мертвой.
Может, придумаем повод говорить о живых художниках?
Юбилей пройдет, и пишите о молодых. Скоро готовятся молодежные выставки, выставки к юбилеям маститых художников, которые уже вошли в историю. В нашем зале хотят выставиться художники из Сербии, ничего подобного в Красноярске еще не было. Два месяца назад мы сделали выставку традиционной китайской живописи и каллиграфии, и люди до сих пор звонят, спрашивают, где ее можно посмотреть. Все выставки разные. Есть выставки, которые эпатируют, есть художники, которые рисуют картины гениталиями. Давайте писать обо всем. Но сегодня можно поговорить о Сурикове. Суриков - это предмет национальной гордости. Не может человек, который живет в Сибири, гордиться заводом кока-колы. Это не наше, это не мы придумали. Когда нет гордости за то, что ты родился на этой земле, тогда возникает чувство, что здесь все какое-то плохое, недоделанное, «гавнянское», что здесь жить плохо. И люди начинают жаловаться сначала друг другу, потом уезжают, возвращаются, и снова жалуются, что там их никто не любит. Я насмотрелся на такие вещи, это тухлый процесс. А мы делаем свое маленькое дело: говорим, что наша культура очень ценная. Когда к нам приезжали китайцы, они сказали: «Вы сохранили у себя школу, которой во многих странах нет. У вас детская художественная школа имени Сурикова, где дается реалистическая основа, училище имени Сурикова, у вас художественный институт и Академия художеств. Такой полный цикл существует только в Москве и Санкт-Петербурге. У вас это не разрушили, у вас большой творческий союз художников, творческие мастерские». И они говорят, что наша школа по уровню сравнима с крепкой европейской школой, что наши художники обладают достаточно высоким уровнем мастерства. Потому что мы сохранили школу, а не начали кричать: «Реализм – это плохо, не надо нам этого, давайте авангардизм, давайте баловаться тем и этим». Есть и такие художники, их немного, потому что для Красноярска это не традиционно. Что тоже не очень хорошо, потому что всегда должен быть баланс, чтобы человек, если он не любит одни выставки, смог пойти на другие.Вот вам бы чего хотелось, чего-то экстравагантного или выставок из Европы?
Да, хотелось бы активного обмена со всем миром.
Да, но мы далеко живем. От Японии далеко, от Европы далеко, от Америки еще дальше. Что-то удается довозить. Но все равно, для того, чтобы появилось желание, нужно ходить, смотреть, слушать. Человек, лежа на диване, не придет к выводу, что хорошо бы пойти посмотреть авангардную выставку. Встал с дивана, пошел и - вот она. Висит. «Ага, здорово, в следующий раз еще схожу». Такого не бывает.
Многие люди испытывают раздражение от фестивального апофеоза, и спрашивают - если сказать сто раз «Суриков Суриков Суриков» – от этого что, повысится культурный уровень?
Если кого-то повторение слова «Суриков» приводит к раздражению, это говорит о его большой тупости. А если я буду говорить «Моцарт Моцарт Моцарт»? Все раздражаются? А ты возьми, поставь пластинку, и послушай Моцарта. Может быть, тебе покажется, что это божественно. Раздражаться может только тот человек, который никогда не старался понять. Его потому раздражает внешняя форма слова, что он хочет отвязаться, не желает шевелить мозгами. Это тихая деградация. Можно и в школе сказать: «Ну что вы мне говорите «таблица умножения, таблица умножения», мне надоело!». Но так мы вернемся к обезьянам. Невозможно, не тренируясь каждый день, проснуться с огромными бицепсами. Понимание искусства тоже предполагает большое напряжение, и это многих раздражает. Давайте закругляться, мне нужно ехать в Академию художеств, там открывается замечательная выставка дипломных работ наших студентов. Кстати, у нас в плане стоит совместная выставка молодежного объединения архитектурной академии и наших молодых художников. Выставка посвящена тому, как студенты представляют себе, какой должен быть Красноярск. Какие должны быть улицы, памятники, скверы, интерьеры и другие вещи. Тоже интересный проект.
На какого же художника нам обратить пристальное внимание, кроме Василия Ивановича Сурикова?
У нас есть потрясающий молодой художник Александр Суриков. Если вы посмотрите его работы, вы просто выпадете в осадок. Это настолько шикарный парень, настолько обалденные работы. Если фамилия Суриков кому-то набила оскомину, вы можете сказать «Да мы про другого Сурикова говорим!». Он открытый, экстравагантный, интересный парень. В творчестве - полная противоположность Василию Ивановичу Сурикову, диаметральная противоположность, но, тем не менее, очень классный художник. Он как раз работает в стиле «наивный авангард». И он не оканчивал училище имени Сурикова, он приехал из Иркутска учиться в наших художественных мастерских, и остался в Красноярске.
Беседовала Екатерина Петрова