Главная
>
Статьи
>
«Пандорум»/ "Pandorum"

«Пандорум»/ "Pandorum"

20.10.2009
1

Режиссер - Кристиан Алварт
В ролях: Бен Фостер, Дэннис Куэйд, Кэм Гигандэт, Антье Трауэ, Кунг Ли, Энди Рауз

Продолжительность - 108 м

Освященный маэстро Ридли Скоттом фантастический под-жанр «беготня по коридорам космического корабля от чего-нибудь очень страшного», в принципе, мог бы заглядывать на наши большие экраны и почаще. «Пандорум» немца Кристиана Алварта, автора «Антител» и «Дела № 39», относится именно к этой благородной категории. В продюсерах фильма, кстати, числится Пол В.С. Андерсон, сам в своё время заходивший на эту же территорию с фильмом «Сквозь горизонт» - и, собственно, именно этот фильм «Пандорум» больше всего и напоминает. Не только общей тематикой и атмосферой, но и безумно раздражающим сочетанием отличной интриги и дурного воплощения.

Сюжетный заход «Пандорума» выполнен из самых правильных (и привычных) элементов. Всё как в компьютерной игре - герой (Фостер) просыпается без памяти на огромном корабле, который везёт с Земли осваивать новый мир 60 тысяч переселенцев. На корабле темно, ни черта не работает, все люди куда-то подевались, а в коридорах кто-то страшно воет и чем-то противно клацает, не то примитивным холодным оружием, не то огромными когтями. Дальше появляются первые люди - сначала мертвые, потом и живые; постепенно прорисовываются те, кто выл в коридорах (у них, как выясняется, есть и оружие, и когти). Последними возвращаются воспоминания. И вот в этой-то части, традиционном слабом месте любого фантастического хоррора с интригующей завязкой из серии «Что же здесь, чёрт подери, произошло?!», «Пандорум» срабатывает на удивление хорошо. Не все из случающихся в финальные четверть часа сюжетных поворотов достойны восхваления (см. историю с героем Дэнниса Куэйда), но общая история корабля завершается на редкость изящной и неглупой нотой.

Постойте-постойте, в чём же в таком случае дурнота воплощения, поинтересуется сейчас внимательный читатель. Что ж, на этот вопрос можно ответить предельно коротко - да почти во всём остальном. В отличие от того же Андерсона, который целый час выдерживал в «Сквозь горизонт» отличную атмосферу напряженной мистики, а в финальной трети съехал вдруг в чистый разделочный хоррор, Алварт едва ли не с порога начинает чередовать напряженную тишину с истерической мясорубкой. Как только кто-нибудь из героев сталкивается с населившими их корабль ужасными мутантами, фильм, бамс, моментом слетает с катушек - картинка разлетается в крошево, а саундтрек рвёт барабанные перепонки дикой комбинацией ора, воя, хрипа, грохота и скрежета. Хоть как-то разглядеть монстров за этой бешеной аудиовизуальной атакой удаётся только к финальной трети фильма - примерно тогда же получается выяснить, почему об их приближении обычно сигнализирует появление в коридорах синеватого свечения. (Нет, они не светятся - просто один из них, оказывается, весь фильм непонятно зачем таскает с собой газовую горелку). Физические ощущения от этих включений самые захватывающие - возникает полная иллюзия, что вместо головы у тебя железный ящик, на который с периодичностью в несколько минут обрушивают потоки летящих с бешеной скоростью металлических обломков. И в этом месте невольно задумываешься о том, как быстро в кино летит время. Если лет двадцать назад такой аудиовизуальный терроризм исповедывали только безумцы вроде какого-нибудь Шиньи Цукамото, чьи работы числились лютым авангардом  для самых бесстрашных, то сегодня его выпускают по кинотеатрам всего мира под видом крупного фантастического хита.

Вердикт Кочерыжкина - безжалостный к своему зрителю - в самом плохом смысле слова - научно-фантастический триллер о тварях на корабле; испытание только для сильных духом   

Рекомендуем почитать