Главная
>
Статьи
>
Кукольное братство

Кукольное братство

21.10.2003
5

"Дорога моя нелегка,
Я делаю облака…
И когда облака разлетятся
Под чьим-нибудь сапогом,
Даруй мне, Господи, счастье
Новые делать потом…"
(Надежда Ханмамедова, актриса
театра кукол «Аистенок»)

Вы были ребенком? Я была. И как многих детей, мама водила меня в театры, на концерты и выставки, желая вырастить из меня гармоничную личность. В том числе водила меня мама и на кукольные спектакли, которые по началу нравились мне очень, но по мере взросления уходили из репертуара, как «несерьезные». Как-то так повелось в нашей стране, (в отличие, скажем, от той же Японии), что кукольные театры считаются у нас детскими, и взрослыми как полноценный театральный жанр не воспринимаются. Этот стереотип пытался в свое время сломать Сергей Образцов, создав в своем театре известные на всю страну «Божественную комедию», «Дон Жуана» и «Необыкновенный концерт». Но, к сожалению, эти талантливые, яркие и смешные спектакли, стали своего рода исключением из правила, и полноценного развития это направление не получило, а кукольные театры так и остались «младшими братьями» театров драматических.

Если обратиться к истории кукольного движения в нашем городе, то естественно основную роль в нем играет Красноярский краевой театр кукол, который, кстати, в этом году, как и Театр музкомедии и Оперный, тоже отмечает свой юбилей – 65 лет. То есть по старшинству он уступает лишь Театру драмы им. Пушкина, из недр которого, собственно и вышел. Чтобы отметить эту дату, было решено провести Всесибирский кукольный фестиваль (между прочим, уже второй – первый прошел 5 лет назад), позвав коллективы со всего региона. Найти деньги на это мероприятие для маленького кукольного театрика оказалось задачей сложной, и идея так и осталась бы невоплощенной, если бы в последнюю минуту не нашлись меценаты, что приятно. Итак, вся прошлая неделя, или точнее 4 дня, были целиком и полностью посвящены куклам, на радость самим кукольникам, детям и мне.


Красноярский театр кукол

Надо сказать, что приезд актеров со всей Сибири, (а прислали свои спектакли на этот фестиваль аж 10 городов), был актом абсолютного альтруизма, так как труппы приехали исключительно за свой счет, обрадовавшись самой возможности поздравить коллег с юбилеем, показать свои маленькие шедевры, да и просто пообщаться. Говоря о шедеврах, я нисколько не кривлю душой, поскольку то, что увидела за эти 4 дня, действительно было сделано на высочайшем уровне, а маленькие просто потому, что в силу специфики детской аудитории, все спектакли длились не более часа.

Честно сказать, на первый спектакль, а им стал для меня спектакль «Морозко» Читинского областного театра кукол, я собиралась без особого ажиотажа и готовилась к сусальной истории с бесконечными заигрываниями типа «Давайте, дети, позовем Деда Мороза…». Но то, что я увидела на маленькой сцене ДК Железнодорожников, заставило меня в корне поменять свое отношение и к детским спектаклям вообще, и к кукольным в частности.

Несмотря на то, что в зале сидели одни дети, (взрослых насчитывалось ровно 4 человека, включая меня и билетершу), я абсолютно не чувствовала себя лишней на этом празднике жизни и, как завороженная, следила за разворачивающимися событиями. Потрясающие актеры собрались в труппе читинского театра. Великолепная характерная игра, остроумные перевоплощения из кукол в людей и обратно, чувство меры в общении с залом - и все это на высочайшем профессиональном уровне без всяких скидок на детскую аудиторию. Хотя, какие уж тут скидки – дети чувствуют фальшь, на уровне интуиции, и в отличие от взрослых ее не прощают. Спектакль был очень ярким (при минимуме декораций), веселым и смешным – по-настоящему смешным! Мне было досадно, что эту радость театр дарит только детям, хотя я уверена, что если бы в фестивальной программе участвовали спектакли «для взрослых», это произвело бы эффект разорвавшейся бомбы в театральной жизни Красноярска.

Достойным продолжением этого дня стала премьера «Золушки» нашего красноярского театра кукол. Честно говоря, последнее посещение этого театра (мольеровский «Доктор по неволе») оставило во мне некоторый осадок. Да и по признанию самих работников, последнее время театр кукол переживал не самые лучшие времена в творческом плане. Может быть, для того чтобы изменить ситуацию из Краснодара был приглашен известный режиссер Константин Мохов, в чьей постановке и появилась очередная красноярская «Золушка» (одноименные спектакли идут также в театре Оперы и балета и в Музкомедии). Право же, кукольной «Золушке» я бы отдала пальму первенства.


Золушка

Трогательная и смешная пьеса Евгения Шварца, талантливого сказочника для взрослых, поставлена с большой любовью. Конечно, можно не согласиться с трактовкой некоторых кукольных образов, (так, например, не очень смешными получились куклы мачехи с дочками), немного цеплял слух слишком откровенный говор у исполнительницы главной роли, собственно, Золушки, но все эти «технические моменты» не могли умалить главного очарования спектакля – атмосферы сказочности, которую так сложно создать для взрослой аудитории. А она, эта сказочность, получилась! Творческой удачей, безусловно, стала роль короля в исполнении засл. артиста Александра Кикоти. Кроме того, в театре появились и новые талантливые молодые артисты. Поскольку премьера одновременно стала и официальным открытием фестиваля, и в зале сидели свои же братья-кукольники со всей Сибири, то аплодисменты и крики «Браво!» по окончании спектакля, согласитесь, дорогого стоили для труппы. И захотелось верить, что с этой сказки начнется новый подъем в жизни красноярского кукольного театра…


В центре Александр Кикоти

Четыре дня пролетели как одно мгновение. Город был буквально задарен детскими сказками - они игрались одновременно на нескольких площадках. А поскольку театры привезли только свои лучшие спектакли, то дети смогли насладиться самым интересным из того, что играется для них по Сибири.

И все-таки, меня не покидало чувство сожаления, что кукольный театр показал на этом фестивале лишь одну свою грань, что в его потенциале заложено гораздо больше. Это жанр, в котором можно синтезировать все лучшее, что есть в театре драматическом и музыкальном, да к тому же обладающий таким уникальным средством выразительности, как кукла, которая сама по себе произведение искусства. А возможности художественно-инженерной мысли, которая в применении к кукольным спектаклям просто неоценима. Все это вместе такое поле для фантазии! История показывает, что в искусстве (как и в науке) все прогрессивное, новое рождается всегда на стыке разных жанров. В кукольном же, как ни в одной другой форме театрального искусства, можно соединить несоединимое. У него просто неисчерпаемые возможности для экспериментов и создания новых форм! Конечно, Красноярский фестиваль и не ставил своей целью поиск путей развития, но, как мне кажется, идея носится в воздухе, поскольку кукольный театр может и должен привлекать к себе не только юного зрителя, но и взрослых театралов. И, к сожалению, использует он свои преимущества перед другими театральными жанрами очень робко, ни о каком лидерстве и не помышляя.

В общем, вместе со словами искренней благодарности за состоявшийся детский праздник, я хочу пожелать кукольному театру здорового духа соперничества и дерзости. И пусть следующий фестиваль станет не только событием для детей, но новым словом в жизни театра.

Кристина Штучкина

Рекомендуем почитать