Заметки с круглого стола
«Не ешьте на ночь сырых помидоров!» Этот совет Остапа Бендера подпольному миллионеру Корейко сегодня актуален как никогда.
«И не только на ночь, и вообще не ешьте... — добавляют представители службы Россельхознадзора, — если эти помидоры выращены в китайских теплицах...» Можно ли противостоять валу выращенных с нарушением всех мыслимых санитарных и аграрных норм овощей? Могут ли краевые власти хоть
Почему эту проблему было решено поднять именно сейчас, когда зима только-только вступает в свои права, ведь до того момента, когда в Сибирь потянутся гастарбайтеры из Поднебесной, чтобы опутать поля паутиной теплиц, еще несколько месяцев?
— Тогда будет поздно, — заявил коллегам и приглашенным председательствующий на комиссии Юрий Данильченко, — печки под пленкой начнут коптить, появятся таинственно пахнущие кучи, пойдут жалобы от населения на иноземцев, загаживающих атмосферу и почву
С такими аргументами трудно было не согласиться. Но для этого нужно выработать целый ряд документов, которые бы позволили запрещающе-контролирующим органам пресекать любые попытки китайских аграриев проводить сомнительные эксперименты на наших желудках.
Утро вечера не лучше
Каковы же масштабы бедствия? По данным Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, сегодня на территории Красноярского края 53 хранилища-свалки пестицидов и ядохимикатов, запрещенных к использованию в растениеводстве, на которых с нарушением всевозможных норм хранится более 250 тонн вредных и ядовитых веществ. Причем хозяев многих этих складов проверяющие так и не смогли обнаружить. Надо ли говорить, что все эти пентахлорнитробензолы, витатиурамы, гранозаны и просто карбофосы и ДДТ омываются дождями, раздуваются ветрами и атмосферу отнюдь не озонируют, не говоря уж о почве: из того, что взращено на ней, можно смело готовить салат своим злейшим врагам.
Нельзя сказать, что властями ничего не предпринимается — только за два последних года конфисковано и утилизировано более 350 тонн добавок и удобрений, запрещенных к использованию.
— Но это капля в море, — уверяет заместитель руководителя краевого управления Россельхознадзора Андрей Кулешов, — в 6 из 9 проверенных хозяйств содержание бензопирена в почве значительно превышает предельно допустимые концентрации, в некоторых образцах почти в 50 раз! Кроме этого, в четырех проверенных организациях имеется превышение предельно допустимых концентраций мышьяка. Почти везде превышено содержание фтора. А это значит, что эти земли придется изымать из сельхозоборота и ставить на консервацию. Но это можно сделать только по решению суда. В Минусинском районе уже удовлетворен иск к ООО «Утренняя роса», предписано снести незаконно выстроенные теплицы и на площади 960 гектаров произвести рекультивацию земель. Но это, по мнению специалиста минсельхозразвития Красноярского края Валентины Колесниковой, мало что меняет:
— Они переименуют «Утреннюю росу» в «Вечернюю». А если и она проиграет суд, то в «Дневную». И так до бесконечности, — говорит она.
Вообще, как выяснилось на заседании,
— Денег на подобные исследования в бюджете нет, и никто нам их не даст, — пояснил Данильченко.
А это значит, что возможностей проконтролировать китайскую технологию очень мало. Граждане Поднебесной завозят в Россию около 30 видов гербицидов, а у нас есть методики и стандартные образцы только на 4 вида. Кроме того, китайцы привозят пестициды и другие вещества, которые у нас никогда не применялись, и как они действуют на наш организм, никому не известно. Любопытно отметить, что они используют очень интересные гербициды, норма применения которых всего 5 граммов на один гектар. И еще, у нас сейчас нет методов, чтобы определить трансгенные томаты. Отслеживание выращивания овощей лабораторным путем — это очень дорогостоящая процедура. Чтобы провести исследование, необходим образец, а он стоит около
В зарослях цифр
Крайне непрозрачна и экономика китайских овощеводов — только за прошлый год примерная выручка от продажи помидоров, выращенных в китайских теплицах, составила около четырех миллиардов рублей, уверенно говорят специалисты министерства экономики края. За основу своих расчетов они берут примерную площадь теплиц, среднюю урожайность с гектара и рыночную цену. Впрочем, эта впечатляющая цифра ничего не значит для налоговой инспекции, которая вынуждена верить крайне циничным финансовым отчетам китайских «крестьян». Согласно их данным, работают они на сибирской земле исключительно из бескорыстной любви к своим российским братьям и неугасимого желания накормить северных соседей витаминами. Согласно отчетам китайских предпринимателей, средняя прибыль одного хозяйства за год составляет... одну тысячу рублей. Шутливое прозвище Красноярья — «край вечнозеленых помидоров», — похоже, начинает забываться. Мы действительно становимся помидорной провинцией.
На заседании комиссии прозвучали впечатляющие цифры: за пределы края вывезено более 8 тысяч тонн томатов — не зеленых, а самых что ни на есть спелых и ядреных. Надо ли говорить, что краевая казна от этого вида «экспорта» не получила ни копейки. По мнению специалистов минсельхоза края, китайцы скрывают фактическую урожайность томатов — показывают урожайность от 3 до 8 килограммов помидоров с квадратного метра, а фактически снимают от 50 до 80 кило.
Есть еще одна интересная цифра — официально за прошлый год, по данным российской таможни, границу с Китаем пересекло полтора миллиона кубометров круглого леса. В Китае же другие данные — из России ввезено более четырех миллионов кубов. Вопрос, на какие деньги покупается в глухих сибирских леспромхозах контрабандный лес, остается открытым, хотя ответ на него, если задуматься, лежит на поверхности.
Крепостной китаец
Единственная служба, которая, по мнению Данильченко, может поставить заслон китайской помидорной экспансии, — миграционная.
Условия, в которых жил оплаканный великим русским поэтом Некрасовым крепостной крестьянин, могут показаться просто барскими в сравнении с тем, как живут сегодня китайские гастарбайтеры, привлеченные на летние работы в теплицах.
— Собаки в конурах имеют более сносные условия, — возмущается Данильченко, — да если какой иностранный корреспондент с камерой к ним проберется, мы в международный скандал вляпаемся, — возмущался депутат на заседании комиссии.
Трудно сказать, что больше волновало народного избранника — судьба «китайского мужика» или желание найти повод очистить сибирские поля от не очень желанных гостей, но по сути он был прав — трудовая инспекция имеет полное право запретить работу, если условия быта привлеченных рабочих не соответствуют принятым на законодательном уровне нормам и правилам.
На 2010 год квота снижена примерно в два раза, согласно данным отдела по вопросам трудовой миграции, в крае должно быть создано не более 1 900 рабочих мест для китайских овощеводов. По мнению депутатов, местное самоуправление, руководители хозяйств должны наконец наладить работу по подготовке собственных кадров в сфере овощеводства. Действительно, ситуация, когда половина трудоспособного населения деревни официально числится безработными, а рядом в теплицах копошатся десятки иностранных рабочих, выглядит, по крайней мере, абсурдно.
Законодатели намерены потребовать от органов местного самоуправления разработать нормативные правовые акты, позволяющие контролировать размещение временных сооружений, с помощью государственной инспекции по труду наладить у себя на территории контроль за соблюдением трудового законодательства, санитарно-гигиенических условий для иностранных рабочих.
— Медлить нельзя, — обратился в конце заседания к народным избранникам заместитель руководителя Росприроднадзора по Красноярскому краю Валерий Суяргулов, — главное, чтобы весной у нас в руках был инструмент для борьбы за чистоту окружающей среды и здоровье наших сограждан.
Дмитрий Голованов, «Вечерний Красноярск»