Краевой минздрав прыгнул через голову Федерации
Запрет краевого минздрава на безрецептурный отпуск кодеинсодержащих препаратов нарушает законодательство, считают в антимонопольной службе. Меж тем медицинское министерство края продолжает настаивать на соблюдении собственного распоряжения.
Рецептурное ограничение
Напомним, впервые о запрете безрецептурного отпуска кодеинсодержащих препаратов в Красноярском крае заговорили во второй декаде января этого года. Однако приказ министерства здравоохранения Красноярского края
В министерстве решение объясняют тем, что кодеинсодержащие препараты пользуются большим спросом у наркоманов. Из лекарств они готовят так называемый фармнаркотик, и в течение последних 2 лет в адрес министерства не раз поступали обращения с просьбами принять меры по регулированию отпуска кодеинсодержащих таблеток. Об этом говорили и в Госнаркоконтроле. Да и вообще многие эксперты рынка уверяют, что действия краевого минздрава есть не что иное, как продолжение затянувшейся дискуссии о пересмотре перечня свободно отпускаемых препаратов.
— Собственно, в целях предотвращения злоупотреблений по применению комбинированных кодеинсодержащих лекарственных препаратов и сохранения здоровья населения Красноярского края был издан этот приказ, — говорит консультант отдела организации лекарственного обеспечения населения министерства здравоохранения края Нина Солошенко.
Однако ряд игроков оптового рынка медпрепаратов не согласились с подобными действиями чиновников от здравоохранения. В адрес Федеральной антимонопольной службы России поступила жалоба от московской компании «Фармстандарт». Предприниматели обвиняли местные власти в незаконном ограничении рыночного пространства. ФАС в свою очередь возбудила дело против минздрава, которое теперь предстоит вести краевому управлению ведомства.
Основная претензия антимонопольщиков состоит в том, что министерство здравоохранения края, по сути, взяло на себя федеральные полномочия — пересматривать список безрецептурного отпуска лекарств вправе только федеральная власть. Причем Красноярский край оказался единственным субъектом Федерации, где такое произошло, — при всей актуальности темы ни один другой регион не решился прыгать через голову центра. Краевое министерство отказалось отвечать на вопросы «ВК», сославшись на то, что они не уполномочены комментировать действия УФАС.
Неподкрепленный приказ
Меж тем ситуация складывается неоднозначная. Дело в том, что Госнаркоконтроль сейчас хочет распространить практику запрещения безрецептурного отпуска кодеинсодержащих препаратов на всю Россию. И если это удастся, то Красноярский край, а вместе с ним и региональный минздрав окажется новатором, пионером новой политики в системе здравоохранения.
Антимонопольщики, однако, не разделяют такого оптимизма. Как говорят в ведомстве, осуществится ли идея Госнаркоконтроля, непонятно, а пока позицию министерства рассматривают исключительно как «незаконные действия органов исполнительной власти субъекта РФ, повлекшие ограничение рыночного пространства».
— Вообще идея распространения запрета на свободную продажу кодеинсодержащих препаратов на всю страну довольно странная, — говорят антимонопольщики. — Следуя логике Госнаркоконтроля, надо запрещать свободную продажу бензина, растворителей, клеев и, конечно же, полиэтиленовых пакетов.
Текущая незаконность приказа минздрава порождает и проблему с контролем за его исполнением: ни законов, ни актов, позволяющих контролировать соблюдение запрета или наказывать тех, кто норму нарушает, нет. Этим, кстати, уже воспользовался ряд аптек, в которых, по сведениям УФАС, отказались следовать приказу красноярских медчиновников.
Хотя большая часть аптек, видимо, все-таки последовала требованию министерства. Опрошенные «ВК» игроки рынка не решаются говорить открыто о запрете минздрава, ссылаясь на то, что им не хочется иметь проблем. В личной же беседе корреспонденту газеты не раз рассказывали о том, что понимают незаконность действий краевого минздрава, но вынуждены идти на это, дабы избежать штрафов, которыми министерство им пригрозило. В пресс-службе министерства заверили, что пока оштрафованных нет. Ни размер штрафов, ни основания их назначения меж тем озвучивать не стали.
Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск», №3 (244)