Денежные взносы в детских садах — это поборы или жизненная необходимость? Часто звучат жалобы родителей на обязательные сборы, которые в последнее время приобретают все большие масштабы. Мы попытались выяснить, законны ли действия руководителей детских садов, устанавливающих эти сборы с родителей?
Плата за детсад
В соответствии со ст. 52 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» учредители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей за содержание ребенка. При этом размер родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не может превышать 20% затрат на содержание ребенка, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, — 10% затрат.
При этом постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 849 утвержден перечень затрат, учитываемых при установлении основной родительской платы. В них входят: оплата труда и начисления на оплату труда, услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества, арендная плата за пользование чужим имуществом, а также увеличение стоимости материальных запасов, необходимых для содержания ребенка.
Таким образом, внося плату за посещение ребенком детского сада, родители уже оплачивают затраты и на ремонт, и на игрушки, и на канцелярские товары, и на все остальное.
Добровольные взносы
В то же время действующее законодательство не запрещает школам и детским садам привлекать дополнительные денежные средства. Весь вопрос в том, каким образом это должно осуществляться. В соответствии со ст. 41 Закона «Об образовании» образовательное учреждение (в том числе и дошкольное) вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных, предусмотренных уставом детского сада, услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц. В инструктивном письме Минобразования РФ от 15 декабря 1998 года № 57 «О внебюджетных средствах образовательных учреждений» подчеркивается, что внесение денежных средств (пожертвований) физическими и юридическими лицами, в том числе родителями обучающихся, осуществляется только на добровольной основе целевым назначением на расчетный счет образовательного учреждения.
Однако в настоящее время руководители детских садов предпочитают получать денежные взносы от родителей наличными без какого-либо надлежащего учета и контроля за их последующим расходованием.
Прежде чем определить ребенка в детский сад родителям следует внимательно прочитать договор, который им предлагают подписать. К примеру, в Канском районе при проверке договоров, заключаемых между муниципальными детсадами и родителями, межрайонной прокуратурой было установлено, что в них предусматривается обязанность (именно обязанность, а не право) родителей оказывать садику материальную помощь в реализации уставных задач и подготовке ребенка к школьному обучению.
Как было установлено прокуратурой, под такую расплывчатую формулировку можно подвести любые расходы, поэтому подобный пункт договора не соответствует действующему законодательству.
Создавайте комитет
Не забывайте, что с целью контроля за использованием денежных средств, которые собираются на нужды дошкольного учреждения, у родителей есть право создания родительского комитета либо попечительского совета, который и будет заниматься сбором и расходованием финансов.
Также в этой ситуации может помочь решение нескольких детсадов района о создании (по согласованию с родителями) благотворительного фонда поддержки и развития дошкольного образования. В него родители ежемесячно платят оговоренную сумму по квитанциям. Средства распределяются по заявлениям заведующих на предоставленные счета (услуги и материалы), стимулирование сотрудников и тому подобные вещи.
При подготовке статьи использовались материалы официального портала прокуратуры Красноярского края