Главная
>
Статьи
>
Глухарь в кино

Глухарь в кино

11.05.2010
9

Глухарь в киноРежиссер — Владимир Виноградов
В ролях: Максим Аверин, Денис Рожков, Алексей Серебряков, Виктория Тарасова, Владимир Фекленко, Мария Болтнева, Вячеслав Манучаров
Продолжительность — 90 мин

Киноверсия популярного телесериала канала НТВ — наверное, не совсем то, на что надо, сломя голову, бежать в кинотеатр. Сама идея такого кажется странной, понимаю. Тем не менее, художественный фильм «Глухарь в кино» представляет нешуточный интерес. Правда, не совсем с тех позиций, с которых этого хотелось его создателям.

«Глухарь в кино» действительно производит нешуточное впечатление — в первую очередь тем, что он снят, кажется, наперекор вообще всем существующим правилам, в том числе и тем, что диктуются банальным здравым смыслом. Это хаотичная, бардачная картина, живописно вихляющая между раздолбайски-комедийным детективом, жесткой историей про ментов и братву и надрывной мелодрамой о российской действительности — и всё это с грацией и обаянием сильно нетрезвого гражданина среднего возраста.

Причём эти странные переключения интонации случаются буквально на ровном месте — вот только что главный злодей хладнокровно пытался убить главных героев, а вот он же приходит домой, а его там ждёт дочка-инвалид. Причем все перемычки между сценами оформлены в как бы комиксовой стилистике (герои застывают и превращаются в такие живые картинки), настраивающей на довольно легкомысленный лад — но при этом людям на крупном плане простреливают головы, главный положительный герой в определенный момент собирается убить женщину с ребёнком (причём сцена эта дана в каком-то гипер-драматическом ключе, в ней все орут страшными голосами), а в финале остроумно цитируется фильм «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар».

При этом интересно вот что. Если многие отечественные жанровые фильмы (ну, например, та же «Жесть») имели серьёзные проблемы с изображением узнаваемой реальности, в которой разворачиваются их сюжеты, то у «Глухаря» — странного, нелепо сконструированного, будто бы на коленке сделанного — таких проблем нет. Вообще. Реальность «Глухаря» идентифицируется в секунду — и она, в общем, та самая, в которую выходишь из кинотеатра. И один этот простой факт сразу ставит всё на свои места — все недоделки и странности сюжета, все поразительные перегибы интонации, всю нелепость и непреодолимую скособоченность ситуаций. Потому что примерно так и будет выглядеть детективная история про двух подставленных ментов, если отразится в кривом зеркале нашей повседневности. Когда сложносочиненный заговор на выходе будет объясняться банальной глупостью. Когда исправить огромную ложь можно только ещё более размашистой ложью, а никак не правдой. Когда все всё понимают, но на выходе, как ни крути, всё равно получается какая-то развесистая гнусность, над которой впору бы рыдать, но почему-то получается только ржать.

Все эти парадоксы нашего существования так выпукло и ярко представлены в «Глухаре в кино», что становится ужасно смешно — серьёзные умные люди давно спорят о том, что наше кино совершенно оторвано от реальности, но при этом в упор не замечают (и не желают замечать) того кино, которое давно решило эту проблему. Это, видимо, ещё один из парадоксов нашей любимой действительности.

Вердикт Кочерыжкина — дикое на всю голову, но необъяснимо симпатичное в своём чистосердечном варварстве кино

Рекомендуем почитать