Глава Дивногорска связывает будущее города с развитием туризма. Но для того, чтобы сделать территорию привлекательной, необходимо потратиться. Визитная карточка края должна быть нарядной. Дотационный бюджет ограничивает возможности. Хотя в прошлом году город собрал около пяти миллиардов налогов и платежей — вернулись только 900 миллионов. Таково бюджетное устройство. Что ж, государство тоже нужно содержать, говорит Егор Оль.
Виртуальный Дивногорск
Что заставило успешного менеджера, долгое время проработавшего в частном бизнесе, пойти во власть?
Заставило большое количество обращений от жителей Дивногорска, в том числе от работников завода низковольтных автоматов, где я некоторое время назад был директором. В обращениях прямо просили баллотироваться на пост главы города. Я долго думал, сдался в сентябре прошлого года. Здесь, конечно, другая работа совсем. Если в бизнесе многие вопросы можно решить в течение пятнадцати секунд, то здесь процедура затягивается порой на месяцы. Такая система принятия решений: пока оно пройдет через горсовет, обсудят, утвердят...
Насколько управленческий опыт, накопленный на прежних местах работы, применим в должности главы города?
Думаю, применим. В конечном счете все делают люди, неважно — на заводе или в муниципалитете. Вопрос организации. У меня есть богатый опыт взаимодействия с самыми различными предприятиями. Когда я пришел сюда, обнаружил, что здесь взаимодействие, скажем так, на недостаточно высоком уровне. За месяц уже удалось сделать многое. Начали обновлять городской сайт. Он должен быть информационно наполненным, презентабельным. В Дивногорске много интересных предприятий, о которых известно не слишком широко. Информация о них должна быть на городском сайте. Сегодня найти город Дивногорск в Интернете, наверное, можно, а вот отыскать конкретное управление, службы уже трудно. Все это нужно сделать доступным.
Немногие главы муниципальных образований придают такое значение открытости и доступности информации.
Для меня это — не новая тема. На заводе НВА до моего прихода было 30 компьютеров — мы увеличили их число до 500, создали сеть. Поэтому и здесь первой задачей вижу — сделать виртуальный Дивногорск привлекательным. Открытость, доступность, убежден, серьезное подспорье в достижении целей.
Сопротивление среды
Расхожее представление о Дивногорске как о стагнирующем городе. Это не так?
У нас 480 человек безработных — 1,7 процента от всего населения города. Как вы понимаете, немного. Конечно, при этом около 5000 жителей регулярно ездят на работу в Красноярск. Но нельзя сказать, что город стагнирует, — он просто своеобразен.
В чем именно своеобразие?
Из почти 35 тысяч городских жителей 9,9 тысячи — пенсионеры. Это создает определенные проблемы. Людей нужно чем-то занять. У нас есть замечательный Дворец культуры, есть библиотеки, Дом детского творчества, музеи, наша задача — сделать так, чтобы они работали более активно. Это позволит параллельно решить и другую задачу — увести с улицы подростков.
А сами жители понимают важность такой задачи? Или это видно только вам?
Я своими первыми шагами вызвал неудовольствие некоторых структур. В городе около тысячи человек стоят в очереди, ожидая места в детском саду. В то же время есть детская библиотека, которая располагается в здании бывшего детского сада, такое же здание занимает поликлиника — я предложил перенести библиотеку в одну из школ (школы у нас заполнены процентов на 60, а то и на 40), сделать еще несколько рокировок — и освободить помещения бывших детских садов. Вернуть им прежний статус. Предложение вызвало активные возражения. Но, я думаю, это решаемо. Мы создадим общественный совет при главе города, где вот такие щекотливые вопросы будут обсуждаться с участием авторитетных горожан. У меня есть опыт работы с заводским профсоюзом: взаимодействие с ним не требовало много времени, но снимало множество социально значимых вопросов. Людям нужно соучастие в принятии важных решений.
Власть и бизнес
Удается взаимодействовать с бизнесом?
С представителями бизнеса я встречался еще во время предвыборной кампании. Став главой, приглашал директоров ведущих предприятий. Я тут ничего не изобретаю, схема давно действует, в том числе в Красноярске. Если не общаться с бизнес-сообществом, случается, выскакивают такие вещи... Мы лучше знаем порой о том, что происходит где-то в Украине или Белоруссии, чем в Дивногорске. Один только пример: наше предприятие «Красполимер» реализует свою продукцию везде, кроме края. Хотя линейка продукции у него довольно разнообразная, многое может быть востребовано здесь, на месте, — например, специальные георешетки для укрепления газонов. Есть у разных предприятий и пересекающиеся интересы, они об этом не подозревают — надо их стыковать.
Одно из градообразующих предприятий — ДЗНВА. Как он себя чувствует сегодня?
Не очень хорошо. Хотя заказов там достаточно — почти на 800 миллионов рублей, это практически уровень 2005 года. Думаю, было ошибочно решение о сокращении почти тысячи работающих. Сегодня есть намерения увеличить объем производства почти вдвое по отношению к прошлому году, в результате должно появиться около 400 новых рабочих мест. Перспектива есть, цели руководства завода и муниципалитета совпадают, будем действовать вместе.
Завод низковольтных автоматов — не единственное крупное предприятие в городе. Какие еще наиболее успешны?
Естественно, Красноярская ГЭС, завод «Скад», производящий колесные диски. Красноярская химическая компания — у них есть хорошие проекты, которые они реализуют через корпорацию «Роснано». Предприятие «Красполимер» со ста работающими и примерно 40 миллионами рублей ежемесячного оборота. По объему производства оно не уступает заводу НВА, где работает 900 человек. При этом, как я уже сказал, о них мало кто знает. Недостаточно активно мы продвигаем и «Скад». Хотя там занято около 400 человек — достаточно крупное предприятие. В прошлом году оно выплатило около 110 миллионов рублей налогов и платежей, 150 миллионов рублей зарплаты, которую люди понесли в магазины Дивногорска, стимулируя уже малое предпринимательство. В этом году руководство «Скада» намерено вложить около 400 миллионов рублей в развитие производства, в полтора-два раза увеличить объемы, сохранив соответствующее качество. Новые решения, которые они применяют, позволят им не только укрепить позиции в России, но и расширить присутствие на зарубежных рынках.
Недавно сюда пришел «Пионер» — крупное красноярское предприятие, хорошо известное в своей отрасли. Приобрел бывшую заводскую площадку, купил линию по выпуску сэндвич-панелей. На производстве занято 120 человек.
Любая активность главы города, связанная с возможными расходами, ограничена бюджетом. За счет чего формируется бюджет Дивногорска?
Бюджетное устройство таково, что 87 процентов в городском бюджете — краевые средства. В прошлом году в Дивногорске собрано около пяти миллиардов рублей налогов и платежей во внебюджетные фонды, а в бюджет вернулись чуть более 900 миллионов. Так же в этом году. Нам осталось только два вида налогов на месте — на имущество и на землю. Остальное отдаем в край и Федерацию.
То есть при ином бюджетном устройстве вы бы без проблем прожили на свои?
Я уже сказал — пять миллиардов собрано за год. Но есть еще государство, которое тоже нужно содержать.
С чем вы связываете перспективы развития города?
В первую очередь с развитием тех предприятий, которые уже работают на территории, с привлечением средств в инфраструктуру муниципального образования, развитием этой инфраструктуры. Потом уже — с развитием туризма. Но чтобы Дивногорск стал по-настоящему рекреационной зоной, для начала нужно хотя бы общественные туалеты построить. У нас пока — ни одного. Внешний облик города нужно привести в порядок, создать инфраструктуру — рестораны построить, гостиницы, базы отдыха. Дороги отремонтировать. Буквально недавно край нам выделил более 30 миллионов рублей как раз на ремонт и восстановление дорог.
Приведем себя в порядок — будет чем завлекать туристов. Здесь много уникального — например, судоподъемник, какого больше нигде в мире нет. Да и ГЭС — одно из величайших сооружений в мире, стоит внимания. Дивногорск — визитная карточка края. Она должна выглядеть нарядно.
Досье «ВК»
Егор Егорович Оль
Родился в 1953 г. в Казахстане. В
Женат, двое детей.
Геннадий Васильев, «Вечерний Красноярск», №19 (260)