Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Квасное время

Квасное время

25.06.2010
1

Традиционный напиток бьет рекорды продаж

Самым динамично растущим сегментом среди безалкогольных напитков по-прежнему остается квас. С 2001 года, по данным федеральной маркетинговой компании «Бизнес Аналитика», продажи кваса по стране выросли практически в 10 раз. Даже в неспокойном 2009 году большинство крупных производителей традиционного русского напитка показали рост. Нынешнее лето для крупных игроков обещает быть самым удачным, хотя, по мнению аналитиков, российский рынок кваса уже приблизился к потолку.

Все новые и новые

Бочка с квасомНачиная с 2004 года темпы роста производства кваса в России ежегодно составляли почти 50 % в натуральном выражении, говорится в маркетинговом исследовании компании «Бизнес Аналитика». Однако уже в 2008 году было отмечено некоторое замедление роста — до 18 %. В 2009 году рост рынка составил и вовсе лишь 5 %. Впрочем, это все равно лучшие показатели на рынке газированных напитков и пива. Если говорить об общероссийских объемах производства, то они таковы: в 2001 году в стране произвели около 5 млн дал (декалитров) кваса, в 2009-м — больше 40 млн дал. Прирост очевиден и может вызвать разве что зависть у гигантов безалкогольной отрасли вроде Coca-Cola и PepsiCo. Впрочем, гиганты быстро сориентировались и присоединились к выгодному бизнесу.

К началу 2010 года производством кваса в России занималось около 500 компаний, однако большинство из них — это небольшие, локальные производители. По данным «Бизнес Аналитики», сейчас 77 % производства кваса сконцентрировано в руках пяти компаний — лидеров рынка: «Очаково», «Дека», «Комбинат им. Степана Разина», «Балтика», Coca-Cola. Аналитики прогнозируют, что в конце этого года к лидерам добавится еще одна крупная компания — вслед за Coca-Cola (квас «Кружка и бочка») этот сегмент рынка решила освоить и PepsiCo со своим брендом «Русский дар».

— В России в последние годы просматривается отчетливая тенденция перехода на потребление продуктов отечественного производства, — заявил РБК daily президент Союза производителей безалкогольных напитков Дмитрий Петров. — Квас в последние годы рос в рамках этой тенденции как яркий представитель исконно русского продукта.

По словам Петрова, рост рынка кваса также укладывается и в общемировую тенденцию отказа от классических газированных напитков и перехода на напитки, обладающие в глазах потребителя полезными свойствами.

Так, например, в российском представительстве компании Coca-Cola подтвердили, что крайне довольны своим квасным проектом, пишет РБК daily (компания сумела к началу 2010 года завоевать 6 % рынка кваса). В 2009 году Coca-Cola сумела выполнить годовой план продаж кваса уже к августу, и результаты первых месяцев 2010 года заставляют компанию смотреть в будущее этого направления с оптимизмом, заявил пресс-секретарь Coca-Cola в России Владимир Кравцов.

Не отстают от производителей безалкогольных напитков и производители пива — в 2009 году на рынок кваса вышла компания «Балтика», запустившая в апреле свою марку «Хлебный край». По данным компании, к декабрю 2009 года этот бренд получил 8 % рынка и позволил увеличить производство безалкогольных напитков на «Балтике» на 40 %.

В местном представительстве компании — заводе «Пикра», однако, информацию об объемах производства предоставить не сумели, заявив, что данные компании раскрываются только в конце года. Впрочем, в Красноярске квас «Хлебный край 7 злаков» (второй сорт кваса после «Хлебного края») начали производить начиная только с этого года. Дистрибуция не только в Красноярске и крае, но по всей стране.

Однако не все «пивовары» стали, что называется, входить в квасной тренд. Компания Heineken свернула свое квасное направление и продала бренд «Степан Тимофеевич», разливавшийся на заводе им. Степана Разина в Санкт-Петербурге, второму по величине игроку на квасном рынке — компании «Дека» (марки «Никола», «Добрыня Никитич», «Большой квас»). Покупка популярной марки позволила «Деке» укрепить свои позиции и довести долю на рынке до 30 %. «Мы единственный производитель на рынке, вышедший в новом сезоне с рекламной поддержкой на ТВ сразу трех квасных брендов», — приводит слова заместителя гендиректора по связям с общественностью ОАО «Дека» Христина Вокуева РБК daily.

Однако лидером рынка с долей 39 % остается «Очаково». В этом году компания объявила о планах увеличить продажи на 20 %, в том числе за счет вывода на рынок премиальной марки кваса «Веранда». В «Очаково» объясняют такой ход желанием расширить круг потребителей за счет представителей более обеспеченных слоев населения и своей уверенностью в том, что квас имеет хорошие перспективы на международном рынке.

— Квас имеет шанс стать международным напитком, — говорит Петров. — Производство кваса уже налажено в Турции. Конечно, турецкий квас в большей степени предназначается для российских туристов, но нельзя исключать, что если наш напиток распробуют турки, то он начнет рост на местном рынке уже за счет собственных потребителей.

Желтые бочки

По данным Красноярского центра стандартизации и метрологии (КЦСМ), который по роду своих занятий проводит мониторинг рынка, в Красноярске четыре основных производителя бочкового кваса. Это же подтверждает и Александр Окладников, бывший заместитель директора завода «Пикра», а ныне индивидуальный предприниматель и крупнейший в городе производитель бочкового кваса. Его предприятие на рынке существует дольше всех — шесть лет. После того как четыре года назад «Пикра» перестала производить бочковой квас, говорит Окладников, явного лидера не стало, однако за прошедшее время его компании удалось завоевать приличную долю.

Как правило, производители занимаются собственно только производством, в бочках торгуют, как их назвал Окладников, «клиенты». Крупных «клиентов» у него два — на каждого приходится примерно по полсотни бочек и, соответственно, столько же торговых мест. Работать и в производстве, и в продажах, по словам предпринимателя, нет смысла, «нужно заниматься чем-то одним». Что касается конкуренции на красноярском рынке, то она, безусловно, есть. Именно поэтому Окладников отказался называть и объемы своего производства, и занимаемую долю рынка, и другие показатели экономической эффективности. По признанию бизнесмена, выстоять эти шесть лет было достаточно сложно. Борьба была и с надзорными органами, и с конкурентами. Зато производитель разрекламировал в полной мере бочковой квас.

— Бочковой квас вне конкуренции, — говорит Окладников. — Это живой квас, в нем есть все аминокислоты. Тот, который в бутылках, частично потерял свои свойства при пастеризации. Бочковой же квас хранится от двух до четырех суток.

Впрочем, говоря о сезонности, Окладников заявил, что собирается расширять производство и «выходить в зиму». Естественно, зимой бочковой квас будет разливаться в пластиковые бутылки.

С палочкой и без

В начале июня КЦСМ провел рейтинговую оценку кваса. Среди образцов и крупные федеральные производители, и мелкие красноярские. Из десяти видов кваса после физико-химических исследований (массовая доля сухих веществ, кислотность, объем спирта) «снятых с пробега» не было. Зато «в следующем туре» — на исследовании по микробиологии (на бактерии группы кишечной палочки) — оказалось сразу три нарушителя, причем все — из желтых бочек: «Квас хлебный», ООО «Инженеринг», ул. Калинина, 85 (торговая точка ул. 9 Мая, 33); «Квас хлебный», ИП Ляховский, ул. Рейдовая, 55 (торговая точка ул. Калинина, 2в); ИП Ляховский, ул. Рейдовая, 55 (продавец Шнайдер, торговая точка ул. Весны, 7а).

— Мы не можем утверждать, что снятый с дегустации квас плохой, — говорит начальник отдела стандартизации ФГУ КЦСМ Надежда Воронкина. — Причин может быть множество: не моют бочки, недостаточно качественно моют, антисанитарные условия на предприятии.

Любопытно, что лучшим признан квас красноярского производителя — «Квас хлебный» (производитель — ИП Окладников А. Г.). Он же, кстати, и самый дешевый — 37 рублей за полтора литра. На втором месте «Благодей окрошечный» (ОАО «Томское пиво», г. Томск) — 40 рублей, на третьем — «Кружка и бочка традиционный» (ОАО «Брау Сервис», г. Тверь) — 47 рублей. Квас от компании «Балтика» оказался только на четвертом месте, компании «Дека» — на пятом, «Очаково» — на шестом.

— Мы часто работаем с качеством продукции, — говорит Воронкина, — и с каждым годом качество ухудшается. Это касается и кваса. Главная проблема в том, что нет контроля со стороны государства.

Сергей Санников, «Вечерний Красноярск» № 24 (265)

Рекомендуем почитать