Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Позолотить кольцо

Позолотить кольцо

16.07.2010
7

Фестиваль этнической музыки финансово убыточен

Международный фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо» в очередной раз прошел при аншлаге — в минувшие выходные собрал 35 тысяч зрителей. Но успешным бизнес-проектом за 7 лет он так и не стал. В прошлом году впервые удалось сработать «в ноль», финансовые оценки этого года пока крайне сдержанные. Эксперты говорят, что их только предстоит сделать.

Город мастеров на Саянском кольцеЭто «кольцо» стало уже 7-м по счету. Когда-то его придумали, чтобы раскрутить внутренний турбизнес. Теперь же фестиваль стал основным, а въездной туризм — второстепенным и, в некоторой степени, даже инфраструктурным явлением. «Саянское кольцо» идеально ложится на идею краевого минкульта о создании культурных маршрутов в регионе.

— В каждой территории хотелось бы иметь свое событие, которое притягивало бы туристов и позволяло бы жителям приобщиться к творчеству, — объясняет начальник отдела культурных массовых акций министерства культуры края Елена Мироненко. — С этой точки зрения «Саянское кольцо» оказалось в нужное время в нужном месте.

«Достаточный» бюджет

Оставим возможность оценить содержательную часть фестиваля и этномузыкальной премии «Золотая Ирия — 2010», которая в его рамках вручается, культурным обозревателям. Нас интересует финансовая успешность проекта. Так вот, ее нет.

— Проект материально убыточен, — рассказал Владимир Пивнев, президент «Ассоциации красноярских строителей» — соучредителя 7-го фестиваля. — Никогда те деньги, которые я вкладывал в фестиваль, не отбивались. Причем он планово убыточен. За экономикой на сегодняшнем этапе никто не гонится.

Владимир Пивнев уверен, что эту ситуацию возможно изменить. За счет узнаваемости, за счет бренда. Когда почетные гости будут приезжать не за деньги, а встанут в очередь, чтобы выступить на фестивале. «По такой схеме работает телевидение, почему бы ее не реализовать в этом проекте?» — объясняет соучредитель.

Пивнев отказался назвать сумму своего участия в бюджете «Саянского кольца».

— Мы не говорим о суммах, — объяснил он, — потому что непонятно, большие это деньги или маленькие. Каждый подумает по-своему: стоит ли купить хорошую машину или вложить деньги в этот проект.

Общий размер бюджета Владимир Пивнев оценил одним словом — «достаточный».

Однако и в минкульте, и в исполнительной дирекции фестиваля эти суммы «ВК» озвучили. И каждый по-прежнему может решать для себя сам, большие они или маленькие. Итак, из краевого бюджета на проведение фестиваля выделили 5,5 млн рублей, из бюджета Шушенского района — 1 млн, «Ассоциация красноярских строителей» — 2 млн. Правда, все собеседники «ВК», называя последнюю цифру, тут же оговаривались, что это минимальная, базовая сумма. А окончательная, как правило, существенно ее превышает. Виной всему — непредвиденные расходы, которые берет на себя организация Пивнева.

В этом году спонсорами стали «Термит» (финансово эта компания вложилась больше остальных), «Сибирьтелеком», «Бурятмяспром» и «Мегафон». Сотовый оператор организовал SMS-рассылку и построил вышку для более качественной связи. Правда, по свидетельству многих зрителей, именно это стало причиной некорректной работы других операторов.

Структуру бюджета «ВК» не раскрыли, обозначив лишь, что 5 минкультовских миллионов пошли на организацию сценического пространства, звук, свет, гонорары хедлайнеров. Во сколько конкретно обошлись выступления почетных гостей фестиваля, не сообщается. Например, в прошлом году Алексей Архиповский выступал бесплатно. В этом году организаторы посчитали невозможным приглашать мировую звезду — а Архиповский однозначно таковой является, — не оплачивая его выступление.

— Но то, что мы заплатили ему, — мизерный гонорар, — отметила исполнительный директор фестиваля Татьяна Веселина.

Кстати, в министерстве культуры края и исполнительной дирекции фестиваля сообщили, что в прошлом году фестиваль впервые сработал «в ноль», однако Владимир Пивнев эту информацию не подтвердил. На вопрос «Есть ли у вас внутренний предел, сколько вы готовы потратить на фестиваль?», улыбаясь, ответил: «Внутренний предел есть, но его я перешагнул в 2008 году».

Проблема осталась проблемой

На «Саянское кольцо» приезжает столько же людей, сколько проживает в поселке в «мирное» время. В этом году, так же как и в прошлом, фестиваль посетили 35 тысяч человек. Из-за дождливой погоды ожидаемого 20%-ного увеличения зрителей не произошло. Вероятно, это к лучшему. Инфраструктурные проблемы, о которых говорили все прошлые годы, так и не удалось решить. Единственная гостиница не справляется с наплывом туристов, с 20-х чисел июня мест в ней уже нет, все общежития заселены. Остаются только палаточный городок и частный сектор.

— Мы привезли качественный звук и организовали выступление звезд, и нам сложно объяснить иностранным гостям, почему въезд на стадион идет по узкой одноколейной дороге и почему здесь одна гостиница, в которой нет лифта, — рассказывает Веселина. Но тут же добавляет: — Инфраструктурные трудности все воспринимают как неизбежные, хотя бытовой райдер соблюсти крайне сложно.

Планировалось, что в этом году хотя бы частично решит проблему палаточный лагерь, поделенный на сектора для разных категорий зрителей (VIP, семейная, спортивная, этнозона). За счет зонирования и дополнительных услуг увеличилась и стоимость — до 1200 рублей за место под палатку, — но сложности не исчезли.

— Палаточный городок остается проблемной зоной, пока решить вопрос не удалось, — призналась Татьяна Веселина.

В этом году и местных жителей активно привлекали для расселения гостей.

— В администрации выделили специалиста, который занимался обходом всех объектов, выставленных для аренды, — рассказала Елена Мироненко.

Специалисты же определяли и стоимость объектов в зависимости от комфортности условий. Разместиться в частном секторе можно было от 500 рублей. Были и более дорогие варианты: 2-этажный дом с восемью спальными местами, баней и мангалом на 3 дня фестиваля стоил 35 тысяч рублей. Правда, так и остался невостребованным.

Местный интерес

Организаторы планировали снять и алкогольный вопрос. На этот раз на территории стадиона спиртные напитки вообще не продавали, а по словам Владимира Пивнева, каждый год объем продажи пива и без того уменьшается на 20-30%. Соучредитель связал это с появляющейся культурой пития. Правда, по оценкам предпринимателей, работающих в стационарных торговых точках в поселке, спрос, напротив, растет. Вероятно, это связано с условиями торговли. Согласно обязанностям арендаторов, прописанным в положении, нельзя реализовывать «на фестивальной территории алкогольные напитки, за исключением пива, приобретенного у исполнительной дирекции фестиваля, выбравшей единого поставщика». Поставщиком стала компания «Балтика», и, видимо, за разнообразием и качеством люди готовы были пройти пару километров.

Предприниматели также были обязаны «приобретать мясо для приготовления шашлыков у исполнительной дирекции фестиваля, выбравшей единого поставщика, в объеме не менее 200 кг». Единым поставщиком стал партнер фестиваля — «Бурятмяспром».

Несмотря на ограничения, интерес со стороны мелкого и микробизнеса очень большой. По информации минкульта, большинство предпринимателей все же приезжают из Красноярска, хотя и местные жители все активнее участвуют в организации фестиваля. По сути, каждый, кому есть что продать, — пытается это сделать. Торгуя, например, клубникой и саженцами цветов, Елена Владимирова зарабатывает 15-20 тысяч за 3 праздничных дня.

Арендная плата определена все тем же положением, она совсем невелика и устанавливается в зависимости от вида деятельности.

Оценить объем прибыли всех предпринимателей никто не взялся (но ведь не будут же они работать за идею), соответственно, и определить экономическую выгоду территории и жителей от проведения «Саянского кольца» невозможно. Владимир Пивнев рассказал, что в этом году впервые планируется провести маркетинговые исследования и оценить финансовые показатели. Возможно, осенью можно будет говорить о фестивале, опираясь на более конкретные цифры.

Арендная плата

Согласно Положению о торговле и предоставлении платных услуг на территории VII Международного фестиваля этнической музыки «Саянское кольцо» арендная плата устанавливается в зависимости от вида деятельности:

  • торговая точка с продовольственными продуктами, безалкогольными и слабоалкогольными напитками — 7000 рублей в сутки;
  • малая торговая точка с продовольственными товарами (одна бочка кваса, один холодильник с мороженым и так далее) — 3000 рублей в сутки;
  • торговая точка с непродовольственными товарами — 3000 рублей в сутки;
  • торговая точка для оказания различных услуг (надувные батуты, фотоателье, парикмахерская, массаж, фитобочка и так далее) — 4000 рублей в сутки.

Екатерина Юсьма, «Вечерний Красноярск» № 27 (268)

Рекомендуем почитать