Рождение ребенка — это всегда счастье. Ну или почти всегда. Однако появление на свет малыша неразрывно связано с финансовыми затратами. Кто-то тратит сотни тысяч рублей, кто-то еле может собрать на приличную кроватку и коляску. Меж тем продавцы одежды и обуви для самых маленьких должны на первый взгляд иметь сверхприбыли. Почему этого нет, в каком состоянии находятся медицинские услуги для новорожденных и что выбрать — домашнее воспитание или же социализацию в развивающих центрах? Об этом «ВК» беседует с матерью восьмилетней дочери и редактором детского журнала «Город детства» Светланой Тетериной.
Родительская неудовлетворенность
По одежке встречают, с нее и начнем. Много ли в городе магазинов одежды для детей?
Около 150, огромное количество для нашего города. «Новорожденка» есть примерно в половине из них, даже в процентах 70. Чаще всего одежда для детей до года представлена в формате «магазин возле дома», также практически около каждого родильного дома есть подобные магазины или павильоны. Магазины возле дома — для них бренд в принципе не интересен, поэтому качество оставляет желать лучшего, главное — низкая цена.
Что за одежда? Отечественные производители или китайский ширпотреб?
Насколько могу судить, брендированная «новорожденка» в Красноярске представлена в трех магазинах: салоне-магазине «Кенгуру», отделе «Королевство», который недавно открылся в торговом центре «Хамелеон», а также нашей отечественной «Наша мама». «Кенгуру» — мультибрендовый магазин, там много всего, «Королевство» и «Наша мама» — монобрендовые. Первые два работают в сегменте выше среднего и высоком по стоимости, а «Наша мама» — в среднем ценовом сегменте. Хотя в силу того, что випов не так много в нашем городе, как и везде, не более 5%, гораздо большим спросом пользуются недорогой китайский ширпотреб и отечественные производители. В процентном соотношении на рынке «новорожденки» в Красноярске около 70% — это Китай, 20% — отечественные производители, 10% — Турция и 1-2% — западные бренды.
Из-за малого спроса бренды решили не развиваться?
Спрос на брендовую одежду составляет примерно 5%. Та же «Наша мама» пыталась развить сеть, открылась в «Изумрудном городе» (детский торговый центр. — «ВК») и закрылась тут же. Вообще сейчас этот бизнес переживает достаточно сложный период. Не скажу, что все в шоколаде, наверное, даже наоборот. Плачут все, весь «Изумрудный город» плачет, что нет продаж. Хотя сети есть: «Кроха плюс», Rich Toys, «Шалунишка», местный «Детский мир», у которого около семи филиалов. Представлены и федералы — московский «Детский мир», который находится в «Планете».
Почему нет спроса? Ведь рождаемость повышается.
Я думаю, всему виной низкая покупательская способность большей части родителей и высокая конкурентная среда. Даже то количество комиссионных магазинов, которых за последние полгода открылось пять-семь, очень показательно. Это говорит о том, что у наших людей особых денег нет и они готовы покупать на вторичном рынке. Речь идет, конечно, не об одежде для новорожденных — ползунках, распашонках, но кроватки, коляски и все прочее — привычный ассортимент для комиссионок. У кого есть деньги, распыляют покупки по разным магазинам, оттого у последних и нет сверхприбылей.
А что касается стоков и секонд-хендов — там представлена одежда для малышей?
До года одежды там нет. Для тех, кто постарше, есть, но выбор, с моей точки зрения, небольшой. А если вернуться к брендовой одежде, есть вполне логичное мнение — какой смысл покупать дорогие вещи, если ребенок растет с каждым месяцем?
Как в Красноярске обстоит дело с обувью для малышей?
Специализированных детских обувных магазинов у нас порядка 15. «Аллея детской обуви» и недавно открывшиеся «Зайцы» — это мультибрендовые бутики в сегменте «выше среднего». Но в основном детская обувь в большей мере, чем одежда, представлена отечественными производителями — «Котофей», «Антилопа», «Шалунишка». Самым крупным по количеству магазинов сети можно назвать «Мосье Башмаков».
Была «Банана-мама» еще в «Изумрудном городе»... Там, насколько я помню, был хороший ассортимент одежды и обуви.
«Банана-мама» закрылась по всей стране, а было в сети 87 гипермаркетов. Причем с долгами и поставщикам, и арендодателям. По моим данным, в Красноярске «Панама-мама», которая открылась на том же месте, началась с ассортимента «Бананы-мамы», изъятого по долгам за аренду.
Компания ушла по той же причине — отсутствие спроса?
«Банана-мама» подконтрольна совладельцам сети «Эльдорадо», если я правильно помню, тогда говорили, что в сложное финансовое положение попала сеть «Эльдорадо», что вызвало отток средств из «детской» сети и многомиллионные долги поставщикам.
Кто еще предлагает товары для грудничков?
Это, конечно же, интернет-магазины. Они растут как грибы, только местных сейчас порядка двух десятков. В первую очередь торгуют как раз «новорожденкой»: памперсами, колясками, кроватками. То есть, во-первых, товары повседневного спроса, во-вторых, все то, что требует больших площадей в магазинах. Виртуальных магазинов, торгующих колясками, только около десяти. Формы разные — у кого-то есть склад, кто-то поставляет под заказ. Самый яркий пример — сайт «Красмама». Хотя это не интернет-магазин, а всего лишь форум, но мамочки, которые хотят сэкономить, делают покупки там. Причем действуют по очень интересной схеме — сначала сходят в реальный магазин, выберут модель, померят, определятся с размером, а потом заказывают через Интернет, потому что там гораздо дешевле — нет расходов на аренду помещения, персонал и т. д.
А что касается цен на одежду и обувь, насколько они расходятся?
Понятно, что комплект на выписку (из роддома. — «ВК») может стоить пятнадцать тысяч рублей в «Кенгуру» и 500 рублей на Восточном рынке. Разброс, как и по всем остальным группам товаров, очень приличный.
Владельцы детских магазинов — кто они? Ярые бизнесмены?
В 90% случаев на детском рынке работают бизнесмены-родители. Например, у владелицы магазина детской обуви «Аллея детской обуви» двое детей, и она очень трепетно относится к качественной и красивой детской обуви. Хотя основной бизнес у компании — оптовые поставки детского питания, магазин обуви — это, наверное, скорее хобби.
Тяжелый случай
Перейдем к теме, менее интересной экономически, зато более важной, — медицине. Каковы основные болезни карапузов?
На первом месте — родовые травмы, вызывающие гипоксии разного рода. Дальше неправильное питание и все, что с ним связано, — аллергии, желудочно-кишечные проблемы. Если есть в семье еще дети, то различные респираторные заболевания.
Достаточно ли возможностей муниципальных поликлиник, чтобы оперативно решать медицинские проблемы?
Нет, не достаточно. Это больше риторический вопрос. Когда у педиатра норма приема —
С чем это связано?
Это общая проблема страны. Слишком много трагичных случаев. У нас в принципе медики, за редким исключением, относятся к пациентам, мягко скажем, неадекватно. Почему, например, в роддомах культивируется стерильность, а на следующий день после выписки на дом приходит педиатр и даже не удосуживается разуться?
Альтернативные варианты — частные доктора?
Простой коммерциализацией проблему не решить. Эти доктора из тех же институтов, поликлиник. Я не говорю, что все непрофессиональны. Безусловно, есть хорошие специалисты, а иначе бы... Другое дело, как их найти, и не важно, в какой структуре они работают — в коммерческой или государственной. Самая большая драгоценность родителей — свой и чужой опыт, а также телефоны хороших специалистов.
Из личного опыта — неделю искал хорошего массажиста для ребенка, потому что в поликлинике была очередь на три месяца вперед.
Надо было дать немножко денег, и вас сразу бы записали. Если говорить о детском массаже как об услуге, то он представлен настолько широко, что, наверное, уже достаточно.
Частные массажисты — кто это?
По-разному. Есть частные практики, есть те, кто трудится в поликлинике и подрабатывает. Мне кажется, самое большое количество частных специалистов, которые занимаются грудничками, вышли из железнодорожной поликлиники. Когда-то там работала Любовь Сергеевна Кожемякина, которая сейчас в «Виталене». Она забрала оттуда с собой всех лучших специалистов и массажа, и плавания. Теперь они помаленьку дробятся и открывают другие центры.
А как оценить компетентность доктора?
Родителям это сделать очень сложно. В том же массаже как определить? Единственное, на что остается надеяться, — совет знакомых, клиники с именем.
Стоимость массажа для детей?
400 рублей сеанс — средний ценник по городу. Один курс — десять сеансов.
И все-таки почему в поликлиниках многомесячная очередь на эту услугу?
Много детей, мало специалистов.
Семейный доктор как институт — насколько он развит в Красноярске?
Единицы себе могут это позволить, поэтому развито направление слабо. Те примеры, что есть, таковы: заключается договор с некими коммерческими медицинскими клиниками, которые эту услугу предоставляют. У них есть педиатры, профилактические осмотры, вызовы на дом и т. д. Стоит это примерно
Насколько такие договорные отношения развиты?
И по личному опыту, и по общению с читателями знаю, что сильно развиты. Хотя, конечно, некоторые пользуются услугами персональных врачей официально. Однако, например, в клинике «Добрый доктор» всего два специалиста — педиатр и инфекционист, — которые обслуживают такие договоры. О чем это говорит в миллионном городе? О том, что услуга не востребована. Вообще семейных клиник в городе крайне мало, спрос не сформирован, люди либо не готовы, либо просто не имеют финансовой возможности вкладывать в детей нормальные суммы, оплачивать работу специалистов. Сегодня детством до года занимаются в городе «Бионика», «Виталена», «Арника», клиника Сперанского в Зеленой Роще, «Добрый доктор» — в общем, не больше десятка. Однако по узким специалистам ситуация в городе иная — порядка 30 клиник.
Бассейны для малышей — серьезный бизнес?
Наверное, это выгодно, притом что услуга стоит 300 рублей в час. Здесь вот какая штука: мамочке до года хочется сделать все, что нужно и полезно ребенку, и сделать максимально грамотно. Плавать, безусловно, полезно — будем водить ребенка в бассейн. Но их в городе не так-то и много — опять же не больше десяти.
Развитие на выбор
Детские развивающие центры для малышей до года — есть ли они, востребованы ли?
В тех центрах, которые готовят мамочку к родам, как правило, есть и группы раннего развития. Мамочки, родив, возвращаются туда уже с малышом. С трех месяцев — это, конечно, слишком рано. Обычно самый маленький возраст — от шести. При этом небольшое количество центров предлагают услугу от шести месяцев, чаще от полутора.
Чем ребенок может заниматься в полгода в развивающем центре?
Конечно, по большому счету это занятия не для детей, а для мамочек. Музыка, тестопластика, пальчиковые краски, развивается мелкая моторика, происходит социализация, но занятиями, в привычном понимании слова, это назвать сложно. А для мамочки очень важно — задать вопросы, поделиться чем-то с другими мамочками, поговорить с психологом. Что касается спроса, то говорить о нем сложно, думаю, что эта услуга на сегодняшний день значительно менее востребована, чем развивающие занятия с детками постарше — от 3 лет.
То есть тех родителей, которые готовятся, — меньшинство?
В целом в стране родители не хотят быть эффективными, полагаются на авось. Принцип такой: родил ребенка — значит, я родитель, а учиться этому никто не считает нужным.
Много ли подобных центров?
Есть «Виталена» и Центр родительства, которые ведут от беременности. «Умка», «Капитошка», «Зебра». Но в 90% случаях центры, не перечисленные, а другие, не берут малышей.
Цены?
Средние — 250 рублей в час.
А можно ли обойтись без развивающего центра?
Можно, если у вас большая семья. Если вы можете себе позволить нанять гувернантку, нянечку. Ведь центр — это социализация, развитие интеллекта, творческих способностей. Если есть возможность делать это дома, то, может быть, это и лучше. Но у большинства такой возможности нет.
С помощью милиции
Чего не хватает городу в плане развития детей?
Качественной медицины, государственной помощи больным детям. Да, собственно, не только больным, но им особенно — это главное. У меня реальное ощущение опасности жизни. В нашем журнале есть рубрика «На стороне ребенка» о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию. Истории о родителях-героях, которые ежедневно бьются за то, чтобы вылечить ребенка. Страшно, когда государство если и помогает, то с огромным трудом, но чаще помогают обыкновенные люди. Еще, с моей точки зрения, не хватает образовательных услуг для родителей. Это хорошо видно в простых бытовых ситуациях каждый день. Например, недавно у меня на даче соседский мальчик, малыш около года, долго плакал, не мог успокоиться, на что мамочка в конце концов закричала: «Не успокоишься — я милицию вызову!» Это и ужасно, и смешно одновременно. До года у ребенка закладывается доверие к миру — какое уж тут доверие после таких угроз, а с другой стороны, он такого слова, как «милиция», еще знать не знает, просто чувствует беспомощность и злость со стороны самого дорогого для него человека. Но ведь и мамочка не виновата, она по-другому просто не умеет. Очень важно любыми способами популяризировать принципы гуманистической педагогики, когда родитель уважает ребенка с пеленок, старается понять, когда ребенок воспринимается не как объект воспитания, а как отдельная личность.
И как добиться такого гуманизма?
Нужна программа государства, нужно переворачивать мышление родителей. Пусть это будут лекции, тренинги — любая форма.
А что касается городской инфраструктуры?
С ребенком меньше года у нас вообще некуда пойти. Центральный парк, зоопарк, пара скверов — все. Гулять негде. Вот мамочки и кружат около своих домов. Мне всегда хотелось, чтобы все было более разнообразно. Это касается и детей старшего возраста — к парку и зоопарку прибавляются кино и театры, чей репертуар можно выходить к 9 годам.
Давайте напоследок напугаем тех, кто еще только планирует стать родителями, — сколько нужно денег в месяц, чтобы нормально содержать ребенка до полугода? По своему опыту скажу — без учета коляски, кроватки, игрушек только на одежду и питание минимум 5 тысяч рублей.
Вы правильно посчитали, от пяти тысяч. Прибавьте игрушки, и это уже тысяч
Основные проблемы, которые озвучивают читатели вашего журнала?
Как наказать ребенка (смеется). Я сейчас абсолютно серьезно — спрашивают не о том, как договориться с ребенком, не о том, как понять, почему он поступает таким образом, а как наказать, как заставить, как сделать послушным. Но, так как наша редакция придерживается гуманистической психологии, мы пишем о том, как научить ребенка быть ответственным и самостоятельным, успешным и уверенным в себе; о том, как сделать ребенка послушным, не пишем, и не ищите.
Досье «ВК»
Светлана Валерьевна Тетерина
Окончила Красноярский педагогический институт, факультет филологии, затем получила экономическое образование по Президентской программе подготовки управленческих кадров. В 2003 году основала компанию «Город детства», является редактором журнала для родителей «Твой город детства» и председателем оргкомитета красноярского детского карнавала «Город детства».
Сергей Санников, «Вечерний Красноярск» № 28 (269)