Правящая партия решила зарабатывать на своем имени
Они и так побеждают в 90 % случаях, в их рядах — губернаторы, мэры, министры и простые бабушки. Они проводят мощнейшие концерты и спортивные мероприятия, реализуют пачками полезные проекты, помогают точечно. Понятно, что на все это добро необходимы средства. И они у партии есть. Но денег много не бывает, поэтому, возможно, скоро за пользование символикой «Единой России» придется платить.
Инициатором новой партийной статьи доходов на прошлой неделе стал руководитель центрального исполкома Андрей Воробьев. Он заявил, что международный опыт и российское законодательство позволяют политструктурам заниматься издательской деятельностью и продажей символики.
— До сих пор это не являлось доходными статьями партии, но не исключено, что в скором времени мы этим правом воспользуемся, — приводят слова Воробьева федеральные «Ведомости».
При этом по партийным отчетам за прошлый год «Единая Россия» является самой богатой из всех российских партий — в 2009 году поступления в казну единороссов составили 3,3 млрд рублей. Содержание большой организации дорого стоит, и в партии начали задумываться над дополнительными способами пополнения казны, рассказал Воробьев. Сейчас, по его словам, партия и ее региональные отделения заказывают продукцию с символикой по утвержденному каталогу и тратят на это в год около 100 млн руб.
Депутат Государственной думы Владимир Мединский уверен — «Единая Россия» является самым узнаваемым политическим брендом в стране после КПСС. В этом смысле белые буквы на синем фоне с медведем по соседству имеют колоссальную ценность. Правда, ценность эта пока виртуальная, считает Мединский, в коммерческих целях бренд никогда не использовался.
Впрочем, примеры использования товарного знака партии все-таки были — в 2007 году «Единая Россия» выдала разрешение на использование своего бренда, только бесплатно. Холдинг «Золотая формула», победивший в партийном конкурсе «Чистая вода» и начавший выпуск фильтров для очистки воды «ZF-МЧС (Шойгу)», получил право использовать символику партии. Однако инициатива «Единой России» запустить фильтр в массовое производство в рамках проекта «Чистая вода» вызвала скандал, а само разрешение было отозвано.
Как пишут «Ведомости», собственный товарный знак зарегистрировали все парламентские партии. Объяснили тем, что делают это для защиты от чужого бизнеса на партийной символике. Правда, руководитель аппарата фракции ЛДПР Олег Лавров заявил, что такого рода бизнес продвигать сложно. По его словам, продукция с партийной символикой хорошо идет, если ее предлагают бесплатно. Так, например, зарегистрированная торговая марка ЛДПР используется для производства сувенирной продукции в рекламных целях. По словам Лаврова, более популярен бренд «Жириновский», под ним выпускается до 20 наименований — от водки до мороженого «Жирик в шоколаде». Лидер партии Владимир Жириновский дает согласие на использование своего имени безвозмездно, а бизнесмены нередко платят за это натурой: «Жириком в шоколаде» одно время был забит холодильник в штаб-квартире ЛДПР, пишут «Ведомости».
Президент брендингового агентства Mildberry Олег Бериев уверен: бренд «Единая Россия» невозможно коммерциализировать, потому что за ним нет товара или услуги. По мнению эксперта, за «Единой Россией» нет ничего, кроме административного ресурса. Он ставит бренд вне конкуренции: такой товар займет лучшие полки магазинов.
В Интернете же сразу после заявления Воробьева разгорелись споры, допустимо ли вообще брать деньги за сувенирную символику. Вот лишь один логичный комментарий анонимного пользователя с сайта «Ведомостей»:
— Понятно, зачем покупают вещи с символикой футбольных клубов: хотят подчеркнуть принадлежность к касте фанатов, в футболках ходят на стадионы. Вещи с Доктором Хаусом покупают фанаты сериала. А зачем покупать вещи с символикой политических партий? Ходят, конечно, в майках с Че Геварой и серпом и молотом, но это не совсем политическая символика. Демонстрантам все раздают бесплатно, и вряд ли кто-то согласится покупать флаги и футболки.
Другие отмечают, что самым узнаваемым брендом являются не «Единая Россия» и не КПСС, а фашистская символика.
Комментарии:
Владимир Перекотий, директор творческого объединения «Дела»:
— Я поздравляю «Единую Россию», у которой совсем нет денег, с тем, что она наконец-то нашла источник дохода. Хотя, если говорить серьезно, мне кажется, что господин Воробьев должен знать, что уже много лет бизнесмены финансируют печать миллионных партий флажков и плакатов с партийной символикой. Мне кажется, это «зарабатывать на бренде» в данном случае смешно, потому что при нынешнем доминирующем положении партии она легко может собирать деньги. У господина Воробьева не должно быть много надежд на то, что кто-то будет покупать символику и флажки. Хотя наверняка найдется производитель, который захочет на своем товаре статуса ради изобразить символику «Единой России».
Валентина Бибикова, депутат Законодательного собрания края:
— Не считаю бренд «Единой России» чем-то серьезным. Вот знак качества в советские годы был сильным брендом, он символизировал качество, и за ним гонялись. Я не могу себе представить, чтобы гонялись за брендом «Единой России». Если опять же сравнить с пищевой промышленностью — сейчас многие в рекламе говорят, что используют советские рецепты, ты понимаешь, что это значит «лучше можно, хуже нельзя». А если взять товар, качество которого гарантирует «Единая Россия»... О чем это будет говорить? Второй вопрос — зачем правящей партии деньги? У нее такой мощный административный ресурс, что все их проекты в кавычках можно реализовывать и без особых средств. Как-то Воробьев был в Красноярске и тогда заявил, что «Единая Россия» строит мост через Енисей — тот, который около Березовки. Я задала ему вопрос: при чем тут «Единая Россия», если мост строится на федеральные средства, которые по сути являются деньгами налогоплательщиков? Они придумали и осуществляют национальные проекты... Извините, так это все на наши деньги. Получается, что они бюджет страны считают своим собственным.
Валентина Бордакова, руководитель исполнительного комитета партии «Единая Россия» Богучанского района:
— Считаю вполне нормальным использование партийной символики при производстве какой-либо продукции. К примеру, мы проводим мероприятия спортивные, где все экипированы. Естественно, на экипировке будет символика. Эти майки, футболки и куртки с символикой можно продавать — почему бы и нет? Или пакеты, например, с логотипом «Единой России». Это и так вещь полезная, а с символикой будут еще лучше. Пока мы используем на мероприятиях вещи с символикой в партийных целях, но, думаю, если это получит коммерческое развитие, люди с удовольствием будут покупать кепочки и маечки с символикой «Единой России». Тем более по продажам мы будем видеть, как люди относятся к партии.
Дмитрий Полуянов, маркетолог:
— Думаю, если «Единая Россия» предложит использовать свою символику в коммерческих целях, то это будут определенные товарные группы. Понятно, что пиво и крепкие спиртные напитки продаваться под брендом «Единой России» не будут, поскольку это не укладывается в идеологию партии, да и неправильно это. А вот социально значимые товары — такие как молоко и хлеб — продаваться могут под партийным брендом. Как это может сказаться на продажах, затрудняюсь ответить. Зато если такой товар появится, таким оригинальным способом можно будет проверить, насколько партия «Единая Россия» популярна в нашей стране. Однако какие будут результаты, опять же предсказать не могу. Могу лишь отметить, что такие товары точно лидерами не станут и вряд ли попадут в тройку, но если «раскачать» рынок, все может быть. Навскидку не приходит в голову ни одного примера подобного использования политического бренда, однако ж могу с уверенностью сказать, что «Единая Россия» — такой же бренд, как и любая другая партия или организация. С точки зрения этики — не думаю, что символика партии на каких-то продуктах может манипулировать продажами. Человека ведь не заставляют, а дают право выбора. Мне как маркетологу очень интересно было бы понаблюдать за товарами под брендом «Единой России». Это, наверное, была бы самая объективная картина нынешнего положения дел у партии. У многих сетей есть сейчас продукты под собственной торговой маркой. Ну вот, «Единая Россия» может стать еще одним privat-label, только не самого магазина, а партии.
Александр Реков, «Вечерний Красноярск» № 33 (274)