В ролях: Владимир Гарин, Иван Добронравов, Константин Лавроненко
Фильм хорош. Даже слишком хорош.
Эта картина обросла слухами и легендами еще до Венецианского фестиваля, на котором "Возвращение" произвело настоящую сенсацию. Шестидесятая, юбилейная Мостра принесла Андрею Звягинцеву сразу два "Золотых льва" - в номинациях "Лучший фильм" и "Лучший дебют" (кстати, ко "Льву будущего" прилагается сто тысяч евро). Это событие тут же было названо триумфом российского кино, поскольку такого оглушительного успеха наши режиссеры не добивались никогда, в той же Венеции главный приз брали Андрей Тарковский (в 1962 году за фильм "Иваново детство") и Никита Михалков (в 1991 - за "Урга - территория любви").
К всеобщему удивлению, за возможность включения в свою программу фильма никому неизвестного режиссера соперничали сразу четыре фестиваля класса "А": Монреаль, Торонто, Венеция и Локарно. Еще до шумного успеха картина была продана в Италию и Францию, причем, между прокатчиками, которых только силой можно заставить посмотреть русское кино, развернулась настоящая борьба. После же двух "Золотых львов" началась форменная истерия, в настоящее время фильм закуплен для проката в четырех десятках стран. В России об этой ленте отзываются очень по-разному. Многие искренне полагают, что триумф Звягинцева позволит изменить отношение к российскому кино в мире, а главное отношение к кинематографу в России.
Масштаб международного успеха "Возвращения" сложно объяснить рационально, понять, что представляет собой эта история, можно только в зрительном зале. Это фильм о непростых отношениях отцов и детей, проблема отнюдь не новая, но почему-то именно в этом случае, проявившаяся с такими блестящими последствиями. В центре повествования подростки, поэтому стало общим местом проводить параллели с "Ивановым детством" Тарковского. Кроме того, особую роль здесь играет пейзаж, что роднит ленту с поздними работами Тарковского. Какой в фильме настоящий дождь, какая сочная зелень, просто сказочное озеро! При этом Звягинцев - современный режиссер, он отнюдь не копирует кино шестидесятых, но нельзя не заметить обращения к плодотворным традициям того периода.
Отдельно надо сказать о молодых актерах, которых отбирали для фильма около полугода. Ивана Добронравова (сыгравшего младшего брата) нашли в Москве, Владимира Гарина (15-летний Владимир Гарин трагически погиб за два месяца до триумфа "Возращения" на Венецианском фестивале) - в Питере. Наверное, только дети способны быть на экране такими искренними, даже большое актерское мастерство не дает такого эффекта.
В фильме есть прекрасная история, искренне и великолепно разыгранная режиссером и актерами. На наших глазах обыденная, в чем-то даже банальная ситуация без напряжения, абсолютно естественно обращается в притчу. Тревожный настрой и психологическое напряжение присутствуют на протяжении всего просмотра. Просто жизнь, просто кино, и все это работает, проникает в сознание, а во что в конечном итоге выльется - это уже сугубо личное дело каждого. Сам режиссер на вопрос: о чем же фильм, что он всем этим хотел сказать - отвечает: "Представьте себе, что мы с вами смотрим на закат. Какой смысл говорить о том, что видно, о деталях понятных каждому по-своему? Сокровенный смысл фильма лежит на поверхности - ощущение безотцовщины и безответственности мужчин. Посмотрев фильм, мужчины либо признают свой инфантилизм, либо нет".
"Возвращение" - это то кино, которое надо смотреть просто потому, что это хорошее, очень хорошее кино.
Александр Спасов