Главная
>
Статьи
>
Общество
>
Разговор начистоту

Разговор начистоту

01.10.2010
0

Почти каждая химчистка сегодня оказывает и прачечные услуги

Прачечную самообслуживания в Красноярске открывать невыгодно. Одна из главных причин — почти у всех потенциальных клиентов такого сервиса есть дома стиральная машина. По этой же причине не так много людей пользуются услугами и обычной прачечной. Зато последние с каждым годом все активнее сотрудничают с гостиницами, заведениями общепита и лечебными учреждениями.

Большая стирка

Разговор начистотуХимчистки и прачечные существовали в Красноярске всегда: эта сфера услуг была востребована горожанами еще в советское время. После распада СССР многие ведомственные предприятия попытались встать на коммерческие рельсы, правда, получилось это не у всех. Только к концу девяностых годов на рынок пришли новые амбициозные игроки, предлагавшие европейский уровень обслуживания.

— Заход новых фирм на рынок происходил волнообразно, — говорит Сергей Задоров, директор сети химчисток «Чистый текстиль» и «Юнона». — Так совпало, что первые игроки появились накануне кризиса, в 1998 году.

Это были такие бренды, как «Италклин», «Чистый лист» и «Сибсервис», которые зашли на рынок практически одновременно. Спустя два года появилась фирма «Мистер Чисто». Под давлением конкуренции постсоветские предприятия, такие как «Блеск», «Крайхимсервис» и «Кемчуг» (когда-то фирма была подразделением КраМЗа), начали модернизировать оборудование и увеличивать спектр услуг. Как минимум все химчистки оборудовали в своих помещениях еще и прачечные для обслуживания населения и корпоративных клиентов: гостиниц, ресторанов, клиник и т. д.

Вторая волна появления новых фирм подобного профиля — середина двухтысячных годов. Именно тогда в городе начали появляться федеральные игроки, такие как «Нева-проект». Однако из многих предпринимателей, которые пытались заработать на чистоте, выжили и стабильно работают единицы.

— В итоге сложилась достаточно плотная конкурентная среда, — говорит директор компании «Локис» (фирма, работающая под брендом «Италклин») Владимир Мартынов. — Для Красноярска шесть прачечных — более чем достаточно, но у нас их десять. Примерно такая же ситуация с конкуренцией в Новосибирске. В Екатеринбурге порядка 15 химчисток. Причем, я думаю, это количество будет расти, как у них, так и у нас.

— Перед тем как открыться, мы изучали рынок, — рассказывает Задоров. — Но на тот момент картина складывалась несколько иная. Если бы я знал, насколько «тесно» в Красноярске, возможно, предпочел бы другой бизнес. Рынок перенасыщен.

Потерянное поколение

Именно с приходом «второй волны» прачечные начали переориентацию — с частных клиентов на юридических лиц. Сегодня, как отмечают все игроки, поток физлиц (они в основном пользуются химчисткой) значительно выше, чем юрлиц. Но если смотреть по деньгам, то прибыль приносят и те и другие одинаковую. Причем основной доход предприятий — от постоянных клиентов, не случайно химчистки не миновали такие явления, как дисконтные карты, система скидок и разветвленный аппарат менеджеров.

— Реклама в нашем деле играет наименьшую роль, — говорит Задоров. — Люди больше доверяют сарафанному радио, особенно это касается тех, кто пользуется услугой постоянно. Причем район расположения не так важен — частники и коммерческие организации готовы возить белье на другой конец города. Правда, мы открыли несколько точек приема белья по городу. Выбирая место, обращали внимание прежде всего на удобную парковку, ведь клиенты — люди обеспеченные.

Бизнес можно назвать сезонным, хотя наиболее ярко выражено повышение спроса с августа по октябрь и с апреля по май все-таки в сегменте химической чистки одежды. Спрос на услуги прачечных более-менее стабилен круглый год.

Задоров отмечает увеличение клиентов в послекризисное время, Мартынов же с ним не согласен. По версии директора «Италклин», рынок замер и расширяться не торопится.

— Наш основной клиент — люди с уровнем дохода выше среднего, — говорит он. — Они как стирали в прачечных, так и продолжают это делать. Средний сегмент также пользуется услугами время от времени. А вот сегмент ниже среднего мы упустили, и не потому, что услуги наши для горожан накладные. Просто в период, когда прачечных было мало, а услуги они оказывали некачественные, люди начали активно покупать бытовые стиральные машинки домой. И теперь продолжают их использовать. С другой стороны, мы, сфера услуг, находимся в бюджете среднестатистической семьи только на пятом месте, после продуктов, коммунальных услуг, образования и промтоваров. А значит, и уровень спроса зависит от благосостояния общества в целом. Пока у людей нет денег, они будут экономить на том, в чем нет острой необходимости. Правда, могу отметить несколько особенностей этого года: люди пользуются химчисткой, чтобы привести в порядок зимнюю и демисезонную одежду, вместо того чтобы покупать новую. Изменился и тип одежды, которую приносят на чистку. Если три года назад нам ежедневно поступали дубленки, то теперь в основном пуховики и куртки.

Единственный возможный способ расширить рынок, по мнению экспертов, привлекать все больше корпоративных клиентов.

— Психология бизнесменов потихоньку меняется, — говорит Задоров. — Если раньше они были уверены, что дешевле и проще постирать скатерти-наволочки в подвале на обычной бытовой машинке собственными силами, то теперь ситуация меняется. Процесс идет тяжело, но все же идет.

Нахимичили

Определенную долю прибыли прачечным и химчисткам приносит участие в котировках и тендерах. Общую сумму государственных денег, которые вертятся в этой сфере, подсчитать трудно, однако, по мнению владельцев предприятий, это не очень большие средства. Обычно на торги выставляется право обслуживать больницы, детские сады. Самый крупный и «сладкий» заказ этого года — обслуживать РЖД — достался фирме «Нева-проект». Остальные заказы распределились между коммерческими фирмами и дочерними прачечными, которые также активно открываются при крупных больницах и других организациях. Всего же, по субъективным оценкам одного из игроков, объем рынка без учета дочерних структур составляет 50-60 млн рублей в год. Добиться таких потоков удалось в том числе и за счет расширения профиля предприятий. Теперь во многих химчистках вам не только почистят, покрасят и отутюжат одежду, но и заштопают, пришьют пуговицы, отреставрируют натуральный мех и т. д.

В среднем через одну сеть прачечных в Красноярске за день проходит больше тонны белья. Техника для обслуживания таких объемов применяется в основном европейская (чаще всего итальянская), хотя на рынке позиционирует себя и китайское оборудование, и оборудование из США. Каждая машина вместимостью 25 кг стоит порядка 1,5-2 млн рублей. Лучшие химические средства общепризнанно производятся в Германии.

— Раньше для того, чтобы оказывать услуги по химической чистке и стирке одежды, необходимо было лицензировать свою деятельность. Теперь эту норму отменили, — рассказывает Мартынов. — Желающие могут пройти сертификацию в Новосибирске, потому что в нашем городе компетентного органа просто нет.

Собственными силами

Если в европейской части России да и в некоторых городах Сибири активно развивается сегмент прачечных самообслуживания, то в Красноярске все попытки наладить подобный бизнес претерпели неудачу. В нашем регионе это невыгодно, уверяют предприниматели: не готовы потребители. Даже спальный район не сможет обеспечить предприятию достаточный поток клиентов.

Зато все выгоднее становится сотрудничать с районами края.

— Мы работаем с городами Шарыпово, Канском, Лесосибирском по простой схеме, — рассказывает Владимир Мартынов. — В этом городе есть предприниматели, которым часто приходится ездить в Красноярск. Они за неделю набирают определенное количество белья и по дороге завозят его нам. На следующей неделе они снова приезжают сюда по делам и забирают уже выстиранную партию. Такое сотрудничество не приносит большой прибыли ни нам, ни им. Зато работает на престиж.

По мнению предпринимателей, рынок будет развиваться, только точные сроки прогнозировать рано.

— Мировые тенденции таковы, что быт все больше и больше переходит из категории внутренней услуги во внешнюю, — говорит Сергей Задоров. — И это логично: с увеличением темпов нашей жизни коммерческое партнерство гораздо выгоднее, чем попытка решать проблемы чистоты собственными усилиями.

Кира Сергеева, «Вечерний Красноярск» № 38 (279)

Рекомендуем почитать