Еще до кризиса специалисты прогнозировали рынку интернет-провайдеров большие перемены. К 2008 году количество игроков на этом рынке перевалило за сотню, большинство из них — мелкие сети. Все ждали, когда же рынок пойдет по пути сокращения количества игроков и конкуренция задавит слабых. Сегодня эти тенденции — главная особенность сферы широкополосного доступа.
Не больше, чем у других
По данным управления информатизации и связи администрации Красноярска, в городе широкополосный доступ в Интернет имеют порядка 227 000 пользователей и дополнительно около 360 000 человек пользуются возможностью выхода в Интернет через мобильные телефоны. По их же данным, на рынке представлено более 50 провайдеров и операторов связи, предоставляющих доступ к Всемирной сети: из числа наиболее крупных «Сибирьтелеком», «Интертакс», «Райт-сайд», «Игра-Сервис», «Орион-Телеком», «Искра» и пр. Красноярские предприниматели рекомендуют добавить в этот список также фирмы «Краслан», Vzletka.net, «Мультима» и несколько других провайдеров, которые занимают существенную долю рынка.
— Большое количество провайдеров, может быть, даже большее число, чем требуется горожанам, — особенность не только нашего города, — говорит программист, специалист по интернет-технологиям Евгений Спрутов. — В Новосибирске аналогичных фирм чуть больше 80, в соседнем Кемерово, который меньше нас, их порядка 40. Плотная конкуренция дает свои плоды: фирмам постоянно приходится менять ценовую политику — с увеличением скоростей и развитием безлимитного доступа стоимость снижается на глазах. Не могу сказать, что кризис сильно ударил по крупным игрокам рынка. Но многие небольшие фирмы ушли со сцены или были поглощены более мощными конкурентами. В первую очередь это были так называемые домовые сети с абонентской базой до тысячи клиентов.
Атака со всех фронтов
Если раньше провайдеры местные конкурировали в основном между собой, то теперь их буквально атакуют со всех фронтов. Главный повод для беспокойства — федеральные игроки. А московские операторы связи приходят в город все активнее, одним из последних, например, на рынке появился провайдер «Дом» (в Красноярске под этим брендом работает «ЭР-Телеком»).
— Федералы приходят с большими инвестиционными мощностями, — говорит Спрутов. — Они строят мультисервисные сети, чем «задирают» планку качества. Поставлять клиенту и Интернет, и цифровое телевидение, и телефонную связь можно только через мультисервисные сети.
Обеспечить нормальную конкуренцию федералам можно только через объединение, считают некоторые провайдеры. Первые шаги в эту сторону заметны уже сегодня: весной компании «Аверс-Телеком», «Райт-сайд» и «Мультинет» сделали громкое заявление о том, что в 2010 году пройдет процесс их объединения под единым брендом «Максима». Причем инициатором объединения выступил самый сильный из тройки «Райт-сайд». Дать комментарий «ВК» о том, как сейчас проходит процесс объединения, в фирме отказались, однако в марте коммерческий директор компании Евгений Тютрин пояснил журналистам, что ребрендинг планируется проводить постепенно.
Специалисты прогнозируют, что это не последний опыт такого слияния. Не удивительно, ведь местные операторы сегодня испытывают давление даже со стороны операторов сотовой связи, которые больше года ведут активную экспансию на рынок интернет-доступа.
Начало было положено приобретением компанией «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») провайдера «Голден Телеком», что привело к появлению первого на местном рынке интегрированного оператора связи. Как пояснили в пиар-службе «Билайн», интеграция направлена на то, чтобы клиенты могли пользоваться всеми услугами связи в одном пакете.
Людмила Федорова, директор филиала МТС в Красноярском крае, подтверждает, что все больше красноярцев выбирают мобильный Интернет.
— В 2009 году объем потребляемого 3G-трафика увеличился в четыре раза, — говорит Федорова. — Рост продолжается в геометрической прогрессии: абоненты МТС только в первом квартале этого года потребили на 70 % больше интернет-трафика, чем за весь 2009 год.
Активно развиваются Wi-Fi и другие виды беспроводного доступа в Интернет. Постепенно оборудованием оснащаются вокзалы, гостиницы, университеты, примерно 30 % кафетериев и баров Красноярска предоставляют услуги Wi-Fi. Для заведений общепита доступ в Интернет для клиентов является хорошим пиар-ходом.
Объем российского рынка интернет-связи два года назад оценивали в 2 млрд рублей. Красноярский рынок эксперты оценить затрудняются. Зато почти все они сходятся во мнении, что процесс сокращения количества местных интернет-провадеров только начался. Через несколько лет в городе останется пять-шесть местных игроков, которые смогут охватить весь город.
Анна Корнеева, «Вечерний Красноярск» № 40 (281)