По версии глав двух субъектов, край и Хакасия — единое целое
В ходе рабочей поездки губернатора края Льва Кузнецова в Абакан подписано соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве между Красноярским краем и Республикой Хакасией. Как сказал журналистам Лев Кузнецов, документ лишь закрепляет фактическое состояние отношений между двумя субъектами Федерации. Мы и без подписей вместе.
С любимыми не расставайтесь
Полету мешала погода. Вернее, пыталась помешать. В Абакане стоял такой туман, что ничего не было видно даже в центре города, — так рассказывали. По залу официальных делегаций аэропорта Емельяново бродили дуреющие журналисты и хмурые чиновники, у которых день пропал в любом случае — так ведь еще и без пользы, возможно, пропал. В воздухе витала вероятность того, что не полетим. Пресса со стойки — относительно свежие журналы и газеты — уже почти передавалась из рук в руки: надо же чем-то занимать время и мозг.
К обеду туман рассеялся. Видимость составила больше 400 метров — надо бы 800, но... кто-то сказал: «Поехали!» — и махнул рукой.
Поскольку вместо 9 утра губернаторский рейс вылетел только в районе обеда, пришлось корректировать программу. Пожертвовали колбасой и тушенкой: отменили поездку в производственные цеха компании «Мавр». Остальное сохранили в неприкосновенности.
Процедура подписания соглашения в Доме правительства Хакасии заняла считанные минуты. Бокалом шампанского собравшихся на торжество не обнесли: Лев Кузнецов не приветствует публичные возлияния даже в малых дозах. Видимо, глава Хакасии Виктор Зимин — тоже.
Содержательная часть соглашения осталась за кадром, о ней не говорили. Ну как о ней можно говорить, если губернатор сразу сказал журналистам, что документ, по сути, фиксирует данность?
— Красноярский край и Хакасия — единое целое, никогда не разделялись, живут вместе, гармонично, — заявил Лев Кузнецов. — Взаимодействие развивается по многим направлениям — это и сельское хозяйство, и культура, и образовательные программы, и вопросы, связанные с единой рекой, из которой три народа пьют воду, и экологические проблемы. Соглашение мы подписали, но контакты никогда не прерывались, они только углубляются. Действительность подтверждает, что они — на пользу людям.
Виктор Зимин полностью поддержал главу края. Он напомнил, что в Хакасии — процентов 30 совместных браков между жителями республики и Красноярского края.
— Мы действительно неразделимы географически, мы не поделились, нас не разделили ни река, ни горные перевалы. И экономика едина, — сказал Зимин. — Подписи, поставленные нами, закрепили наши отношения, которые дадут старт еще многим проектам.
Как пример общности интересов, в том числе в сфере развития бизнеса, Виктор Зимин привел открывшуюся в тот день в здании драмтеатра выставку. Многие бизнес-проекты и фирмы, представленные на ней, не замыкаются в своей деятельности границами республики.
Сказанное главами двух субъектов Федерации наводит на мысли. В России с подачи Владимира Путина вовсю гуляет тенденция укрупнения территорий. Кризис ее немного приостановил, но не факт, что приостановка приведет к смене общего курса. Предшественник Льва Кузнецова Александр Хлопонин заработал репутацию собирателя земель тем, что вернул краю Эвенкию и Таймыр. Не исключено, что границы региона расширятся к югу. Исторически мы вместе.
Если, конечно, не заходить в границах изучения истории слишком далеко.
Пыли нет
Экономические системы края и Хакасии если не едины (тут главы субъектов несколько погорячились), то все-таки тесно связаны. Основное направление развития сельского хозяйства в Хакасии — традиционно животноводство. В крае основное направление — зерновое. Край опять же традиционно (если за традицию считать то, что складывается на протяжении последних десяти лет максимум) развивает растениеводство, животноводство здесь на втором плане. Есть избытки зерна — почему бы не реализовать их на братской территории? По братским, конечно, ценам — зато с гарантией.
— Край производит около двух миллионов тонн зерна, мы развиваем мясное животноводство — зачем нам вкладывать лишние ресурсы в освоение 100 или больше тысяч гектаров земли, когда есть рядом уже готовое зерно? — поясняет Виктор Зимин. — Есть и другие совместные проекты — в сфере дорожного строительства, в сфере создания условий для переселенцев из зоны затопления Богучанской ГЭС. Мы благодарны лично правительству и губернатору края за то, что они отдают инвестиции в Республику Хакасию, — по-другому это никак не называется.
На первый взгляд странно, что жилой дом для переселенцев с территории края строится в соседней республике: какой-никакой, а объем, заказ, пусть и невеликие, но все же инвестиции и рабочие места. Как пояснили в администрации губернатора края, дом в Абакане — следствие анкетирования жителей затопляемой территории. Столица Хакасии была много раз названа в числе городов, где переселенцы хотели бы жить.
Виктор Зимин заключил: главы двух субъектов вели и ведут себя не как феодалы, когда мое — это мое, а как партнеры: мое — наше. Губернатор края подкрепил заключение: мы будем помогать Хакасии в повышении уровня образованности местных кадров за счет ресурсов СФУ, станем оказывать высокотехнологичную помощь хакасам на площадках перинатального, онкологического, кардиологического центров.
Губернатор края признал: Красноярску есть чему поучиться у Хакасии — если не у всей республики, то уж у столицы точно.
— Мне понравилась чистота в городе, — признался Лев Кузнецов. — У нас — пыль. А здесь мы ее не почувствовали.
Самым живым подтверждением единства двух регионов стала лошадь краевого губернатора, которая, как выяснилось, хранится в Хакасии. Живая, в конюшне. Подарок хакасов губернатору будет жить в Абакане до двух лет, а потом станет участвовать в скачках на хакасском и красноярском ипподромах. Помнится, лошадь экс-губернатора Хлопонина тоже участвует в скачках. И она тоже была подарком. Продолжение, так сказать, традиций.
Про дом
Как сказал журналистам Виктор Зимин, завершение строительства дома в Абакане для переселенцев из зоны затопления Богучанской ГЭС сдвинулось примерно на два месяца. Это — вина застройщика. Поскольку инвестор и заказчик — правительство Красноярского края — находится за пределами республики, застройщик решил слукавить. По словам главы республики, пришлось употребить власть и объяснить, что он не прав.
— Не будем считать это черной меткой, строители исправились, — заверил глава правительства Хакасии. — Но таких строителей, которые так себя ведут, у нас не должно быть. Я приношу извинения губернатору края за нарушение сроков сдачи объекта.
Дом в итоге достраивается. 63 квартиры уже заселены, 15 ноября начинают заселять вторую секцию.
— Несмотря на то что я вижу иногда в прессе публикации о том, что людей выдавливают с насиженных мест, на самом деле они не меняют что-то хорошее на что-то плохое, — засвидетельствовал Лев Кузнецов. — Дом хороший.
Губернатор лично решил убедиться в том, что внешнее впечатление — не обманчиво. И тут едва не случился инцидент.
— Мне нравится квартира, но мне не нравится, что меня обманули по метражу, — сказал журналистам переселенец из Кежемского района Анатолий Карнаухов. — У меня был дом в Кежме 48 «квадратов». Я написал заявление на предоставление квартиры в Сосновоборске. Почему-то там не дали, а дали в Абакане. Мало того — не 48 «квадратов», а 44 всего. А я смотрю по плану — даже 42 выходит. По-русски говоря, 6 «квадратов» у меня оттяпали.
Анатолий Карнаухов строил БоГЭС, чтобы затопить свой бывший дом. Ему обидно, что его обманули, что не дали квартиру там, где хотел, а дали не там и не столько, и с этим он хотел подойти к губернатору края — пожаловаться. Видимо, кто-то из мелких чиновников постарался предотвратить это. За минуты до того, как на объект приехал Кузнецов, к дому подкатил милицейский «уазик», из него вышли два милиционера, один из них подошел и что-то тихо сказал мятежному переселенцу. Тот послушно пошел с милиционером. Второй милиционер подошел со второй стороны — для надежности. Отсечка нежелательного кадра была настолько очевидной и беззастенчивой, что растерялись даже журналисты. Но к моменту, когда подъехал губернатор, они все-таки сумели прийти в себя и подключить заместителя губернатора Сергея Пономаренко. Тот подошел к милиции, надежно державшей в конвое переселенца, выслушал его — и вдруг предложил:
— А давайте послушаем губернатора!
И представил «мятежника» Кузнецову. Тот, мгновенно сориентировавшись, объяснил — в чем прав Карнаухов, а в чем не прав. Не прав, как выяснилось, в том, что «по прописке» у него в доме жили четыре человека, а по факту — два, и законных норм никто не нарушил; правда, так и осталось без ответа — почему человека, желавшего быть поближе к своим детям в Сосновоборске, переселили все-таки в Абакан. Но сам глава правительства Хакасии пообещал создать Анатолию Карнаухову режим наибольшего благоприятствования в республике. Переселенец оттаял.
Глава Хакасии его запомнил.
Геннадий Васильев, «Вечерний Красноярск» № 43 (284)