Строительная фирма получила право на возведение целого жилого квартала в Николаевке через ГУВД по городу Красноярску. Не утруждаясь долгими переговорами и материальными затратами, гендиректор предприятия разрушил несколько домов частного сектора, не расселив жильцов. Судя по этим фактам, в строительной отрасли города продолжается бардак.
Подарок из органов
В предыдущем номере «ВК» подробно описал ситуацию, которая сложилась вокруг одного из ТСЖ Красноярска. Товарищество собственников жилья «Октябрьская-2» застройщик жилого массива по улицам Бебеля и Чкалова — фирма «Поксар» создала с одной-единственной целью — упростить себе процесс приема-сдачи домов. Жильцы новостроек долго терпели некачественные услуги со стороны ТСЖ, после чего подняли «восстание».
Как стало известно редакции, это не единственный скандал, связанный со строительной организацией. В 2007 году «Поксар» незаконно снес жилой дом в частном секторе для того, чтобы начать строительство еще одного элитного многоквартирного здания. Судебные тяжбы бывших владельцев разрушенного дома с предприятием ведутся до сих пор.
Новостройка по адресу: Чкалова — Волочаевская — Бебеля пока находится в процессе возведения: во время кризиса работы были приостановлены. Первоначально земельные участки под строительство нового жилого квартала были предоставлены администрацией Красноярска Главному управлению внутренних дел города. ГУВД в свою очередь передало право реализовывать проект компании «Поксар». Все бы ничего, но на месте планируемой стройки размещались дома частного сектора, которые требовалось снести. А у домов, соответственно, были хозяева. К тому же, когда жилые здания не признаны ветхими или подлежащими сносу для муниципальных нужд, по закону снос застройщик может осуществить только на основании соглашения с собственниками.
С плеча
Директором ООО «Поксар» на тот момент был Владимир Остапчук, по неофициальным данным — родственник Александра Остапчука, заместителя руководителя департамента градостроительства города. Возможно, этот факт объясняет многое. Долго Владимир Остапчук церемониться с местными жителями и собственниками жилых домов не стал: с кем обманом, с кем угрозами подписал договоры и приступил к сносу. Как считает адвокат Елена Заболоцкая, Остапчук незаконно снес несколько домов частного сектора, но не все их жители решились на судебные разбирательства. Нелли Машукова, одна из собственниц дома по улице Радищева, 41а, решила отстаивать права в суде.
Как Машукова описала ситуацию в заявлении в милицию, Владимир Остапчук начал вести с ней переговоры о выкупе помещения в сентябре 2007 года. Договор об обмене дома на новую квартиру был подписан в одном экземпляре и остался у Остапчука. Женщину переселили, но в чужую квартиру. А потом попросили съехать. Ни нового жилья, ни денежной компенсации женщина так и не увидела. Зато дом снесли очень быстро, в нарушение подписанного договора.
Похожая ситуация сложилась вокруг дома по улице Радищева, 40/4. В 2006 году Остапчук самовольно разрушил дом, не предоставив его собственникам жилья взамен. Сейчас на месте снесенных зданий ведется строительство.
Суд рассудит
Дело осложнилось тем, что в 2009 году сам Владимир Остапчук погиб, в должность гендиректора ООО «Поксар» вступила его дочь — Марина Остапчук. Сегодня ответчиком в суде выступает она. Каждый собственник защищает свои права по-своему. Как рассказала Заболоцкая, бывшие собственники дома на Радищева, 40/4, все же добились своего: суд постановил предприятию «Поксар» выплатить 2,9 млн рублей в качестве компенсации за разрушенное жилье.
— Однако если застройщик пойдет на мировое соглашение и предоставит готовую квартиру, мы согласимся на это, — говорит Заболоцкая. — Насколько нам стало известно, «Поксар» не настолько богат, чтобы разом выплатить такую большую сумму.
О полузаконной деятельности «Поксара» говорят многие. Но вопросов в этой истории гораздо больше. Например, почему муниципалитет выдал разрешение на застройку квартала, в котором есть не признанные ветхими жилые дома, но не позаботился о расселении красноярцев? Или насколько законно ведется строительство здания, на которое были приостановлены разрешающие документы еще в 2008 году (об этом у Елены Заболоцкой есть соответствующий документ)? На все жалобы в администрацию города по этому поводу жителям приходил только один ответ: «Рекомендуем для защиты своих прав обратиться в суд».
Семен Котов, оригинал статьи в газете «Вечерний Красноярск» № 50 (291)