Свое видение топливной реформы предложили федеральные антимонопольщики. В рамках разработанного ими законопроекта, одна компания не может владеть более 25% АЗС в отдельно взятом регионе. Если же доминирующее положение все-таки есть, продавцу придется определиться, на каком рынке ему удобнее - оптовом или розничном.
Предложения ФАС - при условии их принятия - могут стать действительными со следующего года. На них уже резко отреагировали нефтяные компании, чьи неназванные источники в комментариях СМИ предрекают топливный кризис. Но обо всем по порядку.
В законопроекте «Об обороте нефти и нефтепродуктов», опубликованном ФАС, говорится, что компании, занимающие доминирующее положение на топливном рынке (более 25% в регионе), со следующего года не смогут совмещать оптовую и розничную торговлю бензином, дизельным и авиатопливом. В проект ФАС включила и идею разделения юридических лиц, занимающихся оптовой и розничной торговлей. Мера предусмотрена программой развития конкуренции, одобренной правительством еще в 2009 году. Если продавец нарушит правило «несовмещения оптовой и розничной торговли», то суд будет вправе принять решение о принудительном ее разделении, либо выделении из ее состава одной или нескольких коммерческих структур. При этом решение суда должно быть исполнено в течение полугода. Выделенные же компании должны быть проданы на торгах независимому покупателю.
Кроме того, нефтяной доминант не сможет покупать новые АЗС. Если же сделка будет совершена, то надзорные органы ее аннулируют.
- Предложение направлено на повышение конкуренции на розничном рынке, - наивно полагает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша, высказавший мнение Газете.ру. - Повышение конкуренции повысит прозрачность ценообразования - сейчас оно крайне непрозрачно, так как зависит от крупных компаний, монополизировавших рынок.
Представитель «Лукойла» заявил газете «Ведомости», что оптовой и розничной торговлей нефтепродуктами в холдинге давно занимаются разные юрлица: мелкий опт и розница - у региональных предприятий нефтепродуктообеспечения, крупный опт - у НПЗ. Не связаны между собой и сбыт бензина и авиакеросина, утверждает он: последним уже несколько лет занимается исключительно «Лукойл-аэро». В новом законопроекте ФАС эксперт не видит ничего такого, что может повлиять на нынешнюю ситуацию на рынке.
Комментарии:
Роман Гольдман, генеральный директор компании «Сангилен+»:
- Довольно странные предложения. Юридически я не вижу ничего страшного иметь доминирующую в регионе сеть АЗС и заниматься оптовой торговлей. Просто открывается новое ООО с точно таким же названием. Вот и все, никаких проблем. При этом наказать такое предприятие будет очень сложно. Есть ли необходимость в таком законе? Я понимаю, о чем говорят антимонопольщики - если одна сеть преобладает на рынке, у нее якобы есть какое-то конкурентное преимущество. Может быть это и так... У нас в регионе разве что у КНП может быть доля больше 25%. Но настолько большой край, что это и незаметно вовсе. Примут ли этот документ? Часто шансы на принятие есть у таких законопроектов, которые даже обсуждать не стоит. В любом случае хорошо, что антимонопольщики этим занимаются, но то, что это никаким образом не снизит стоимость бензина - абсолютно точно. Конкуренцию данные правила тоже не разовьют. В качестве примера: «Красноярский хлеб» является все-таки монополистом в городе и имеет более 30% рынка. Но выйдите из дома и начните считать количество хлебных ларьков - да их десятки. Десятки ларьков с другим хлебом. За потребителя идет война за счет качества, условий и прочих преимуществ. Ну и что, что у кого-то более 25% всех заправок. Если мне нравится тот или иной продавец, я буду у него покупать, даже если он вообще один и у него доля рынка 0,01%.
Андрей Луньков, заместитель генерального директора ООО «Фортуна Плюс»:
- Вообще-то мы комментарии не даем. Нам все равно, что там предложила ФАС. На нашу компанию это распространяться не будет.
Павел Стабров, руководитель красноярского отделения федерации автомобилистов России:
- Вопрос надуманный. У нас честной конкуренции на этом рынке вообще быть не может. Сфера такая. Сейчас у нас, например, практически нет омского бензина. Один ачинский остался. В чем конкуренция, если бензин одинаковый? Кто меньше разбавляет? Особого смысла в этих правилах ФАС я не вижу. Если они не будут выгодны основным игрокам на рынке, то и не будут приняты Госдумой. Если случится наоборот, то законопроект одобрят.