Как уже писала интернет-газета Newslab.ru, в Сибирском региональном центре (СРЦ) МЧС разгорается скандал между главой СРЦ и краевой государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС). Сотрудники последней попали под гнет генерала Сафиуллина и оказываются виновными во всех смертных грехах.
2010 год стал для ГИМС по Красноярскому краю настоящим испытанием. В феврале с проверкой обрушилось Главное управление МЧС по краю, в июле - комиссия СРЦ, в сентябре - СРЦ и управление затеяли очередную, уже совместную проверку. Во время надзорных мероприятий проверяющие постоянно блокировали работу инспекторов и службы в целом, но серьезных нарушений так и не нашли.
Такая ситуация, естественно, не могла устроить руководство ГИМС. Губернатору края и министру МЧС Сергею Шойгу были направлены письма, в которых сообщалось и о массовых необоснованных проверках, и о масштабном недофинансировании организации. В ответ на эти обращения - и начальника Центра ГИМС, и инспекторов - в Красноярск приехали специалисты центрального аппарата МЧС России. В ходе проверки они подтвердили большую часть претензий, изложенных в письмах, в том числе и превышение должностных полномочий руководителем СРЦ Сафиуллиным. Ему было рекомендовано наладить рабочие отношения в коллективе и уладить конфликт. Но это главного сибирского генерала-спасателя только разозлило.
В феврале 2011 года на ГИМС обрушилась еще одна проверка. На этот раз плановая. И руководство, и простые инспекторы возлагали на большую комиссию в 19 человек большие надежды - мол, наконец во всем разберутся, и ситуация стабилизируется. Надеялись, несмотря на то, что всем подразделениям для подготовки к проверке в декабре 2010 года были выделены деньги. Всем, кроме ГИМСа. Однако результаты проверки оказались совсем непредсказуемыми, а то, что началось после нее иначе как абсурдом назвать нельзя. Несмотря на то, что все контрольные задания, поставленные федеральным министерством, были перевыполнены, проверяющие нашли способы поставить оценку «неудовлетворительно».
За что же ГИМС получил «двойку»? За то, что показатели регистрации маломерных судов, аттестации судоводителей, рейдов и патрулирования, освидетельствования пляжей и других мест массового отдыха на водных объектах значительно превышали цифры, поставленные в плане.
И смех и грех
Основные нарушения, обозначенные в акте проверки, таковы: увеличение количества погибших на водных объектах края с 71 до 164 человек по сравнению с 2009 годом, низкая эффективность рейдов и патрулирований в сравнении с составленными административными протоколами, низкое количество составленных административных протоколов на одного инспектора. А теперь разберем нарушения «по косточкам».
Рост количества погибших. Откуда проверяющие взяли цифру «164» непонятно. По данным Красноярскстата, в 2010 году на водных объектах края погибли 158 человек. При сверке данных медицинские карточки смерти в органах статистики имелись только на 135 человек. При этом из общего числа утонувших в прошлом году 109 человек погибли в различных прудах и технологических водоемах в состоянии алкогольного опьянения. Можно, конечно, пофантазировать, как инспектор ГИМС хватает пьяного любителя водных процедур и не пускает в воду. Но только пофантазировать.
Низкая эффективность рейдов. Как уже писала интернет-газета Newslab.ru, в июле прошлого года на балансе краевого ГИМС было ровно 500 литров топлива, что подтверждено бухгалтерской документацией. Дополнительные средства на бензин СРЦ попросту не выдавал, ничем не объясняя свою позицию. Инспекторы ГИМС практически все лето провели в пешем патрулировании береговой зоны. Можно, конечно, пофантазировать и как инспектор бросается в воду, плывет к нарушителю вольным стилем, задерживает его и составляет протокол. Но только пофантазировать.
Низкое количество составленных протоколов. Не секрет, что «палочная» система давно существует в ГИБДД. Выполнил план - хороший работник, не выполнил - плохой. Судя по всему, такой же принцип работы есть и в МЧС.
- Снижение количества составленных протоколов напрямую зависит от профилактической и разъяснительной работы, проводимой ГИМС, - говорят в инспекции. - Итог этой работы - увеличение числа зарегистрированных маломерных судов, прошедших аттестацию судоводителей, которые становятся все более законопослушными. Но эти доводы на заключение комиссии не повлияли.
Логика проверяющих одна: если нет протоколов, значит, нет и работы. Этот вывод можно понимать так, что инспекторы должны видеть в каждом судоводителе потенциального нарушителя, и искать любую причину для привлечения его к ответственности. Меж тем, краевая прокуратура, которая ведет работу по борьбе с «палочной» системой совсем недавно давала разъяснения тому же ГИМС, что подобный подход в работе недопустим. Можно, конечно, пофантазировать, как инспектор ГИМС исписывает не один десяток казенных ручек во время составления липовых протоколов. Но лучше только пофантазировать.
После всего этого возникает вопрос - а может быть, серьезное недофинансирование ГИМС было организовано специально?
Последствия
Резкие фразы Сафиуллина в отношении ГИМС не могли не дойти до руководства инспекции. После того, как стало известно о письмах в адрес губернатора Льва Кузнецова и министра МЧС Сергея Шойгу, Сафиуллин заявил, что не потерпит «писак» и разгонит весь ГИМС после проверки.
- Когда нам об этом сказали, мы поняли - комиссия найдет нарушения в нашей деятельности, - говорят в ГИМС. - И пусть план перевыполнен, мы все равно окажемся крайними.
Когда огласили результаты проверки на рабочем совещании МЧС, Сафиуллин потребовал подготовить списки личного состава отдела ГИМС и центра ГИМС «для рассмотрения на предмет их на профпригодность», что и было зафиксировано в протоколе совещания. В данный момент под разными предлогами руководство СРЦ через Главное управление МЧС по краю пытается уволить руководителя Центра ГИМС Сергея Ковригина. Он вступился за сотрудников и логично ответил на протокол Сафиулина - увольнять, как и принимать на работу людей согласно Трудовому кодексу может только он. Но оснований для этого нет никаких.
Интернет-газета Newslab.ru будет следить за развитием событий.