Из таких структур как МЧС сор из избы выносить не принято. Здесь в ходу понятия «офицерская честь», «долг» и «мужское слово». Однако в последнее время структуру разрывают склоки и скандалы. Все как по сценарию - одни нападают и пытаются задушить, другие обороняются. Люди не в силах больше терпеть, поэтому тот самый сор выносят на всеобщее обозрение.
Задушить деньгами
Государственная инспекция по маломерным судам в Красноярском крае ( ГИМС) толком заработала в 2005 году. С тех пор структура МЧС кардинально изменила ситуацию на водных объектах в регионе. Практически в три раза сократилось количество погибших на воде, налажена работа территориальных инспекторов, регистрация судов стала, наконец, цивилизованной процедурой.
Однако в 2009 году Сибирский региональный центр возглавил новый человек - Данияр Сафиуллин, ранее возглавлявший управление по делам ГО и ЧС Новосибирской области. С тех пор сотрудники ГИМС, некогда серьезного надзорного ведомства, превратились в вечно побирающихся бюджетников, которые только и умеют, что жаловаться на начальство. Несмотря на это указом президента в прошлом году Сафиуллин получил звание генерал-лейтенанта.
Нынешнее положение специалисты ГИМС называют не иначе как «произвол Сафиуллина». По-другому происходящее трудно охарактеризовать. «Новая метла» начала атаку на своих коллег почти сразу после назначения. Методы довольно топорные, но, как оказалось, действенные. Причем личная мотивация Сафиуллина непонятна. Зато ясны последствия такого генеральского упорства - ничего кроме вреда системе МЧС его действия не несут.
В прошлом году у инспекции начались неожиданные проблемы с финансированием. Глядя на то, как ведомство Сергея Шойгу пополняется техникой, как в него вкачиваются огромные деньги, сотрудники ГИМС не понимали, почему в июле 2010 года - самое жаркое время, когда и происходит большинство смертей на воде - у них в распоряжении всего 500 литров топлива. Для справки: такого количества ГСМ достаточно для работы одного судна в течение 13 часов. Меж тем на балансе ГИМС 29 единиц плавучей техники.
Задолженность за услуги связи у государственной инспекции достигли таких размеров, что около половины структурных подразделений были отключены от телефонной связи, а на само ведомство начали сыпаться судебные иски с требованиями о возмещении ущерба.
Еще один финансовый рычаг в отношении ГИМС стал для ведомства настоящей проверкой на прочность. Как уже было сказано, в распоряжении инспекции 29 единиц плавучей техники - лодки, катера. На их подготовку к навигации было выделено целых 13 тысяч рублей. Общее финансирование ГИМС по Красноярскому краю составило 30-40% от необходимого (бухгалтерские документы и отчеты о состоянии финансовых средств ГИМС по Красноярскому краю есть в распоряжении Newslab.ru).
Выхода нет
Распорядителем средств МЧС официально является Сибирский региональный центр. Именно туда от краевой ГИМС стали приходить письма. Сначала генералов-спасателей просто уведомляли о текущем положении дел, в частности, о нехватке средств. Потом начали просить. Но сценарий, написанный Сафиуллиным, никто менять не собирался.
Поняв это, сотрудники инспекции по маломерным судам стали бороться. Сначала создали профсоюз, который головное ведомство до сих пор не хочет замечать, потом начали писать письма. Губернатору Льву Кузнецову, министру МЧС Сергею Шойгу. В письмах не было ни слез, ни истерик. Спокойное изложение ситуации, непонимание, чем же так провинились перед большим начальством. В ответ все обещали разобраться. И в итоге разобрались - направили в Красноярск инспекторскую проверку. Но о том, как МЧС подтасовывает результаты, мы расскажем в следующем материале.
По словам профорганизатора ГИМС, старшего государственного инспектора Олега Сухоребренникова, после писем губернатору и федеральному министру началась настоящая травля ведомства. На селекторных совещаниях глава регионального центра Сафиуллин открыто говорит о том, что «наведет порядок» в ГИМС. Правда, не уточняет, что же он имеет в виду под словом «порядок».
- Это театр абсурда какой-то, - недоумевает Сухоребренников. - Ты честно работаешь на своем участке, а потом оказывается, что тебя хотят уволить. Причем не твое собственное руководство, а генерал, который тебя и в глаза не видел. Мы создали профсоюз, но как оказалось, эта структура Сафиуллину - что слону дробина.
Сам Сухоребренников допускает, что после этих его слов, возможно, работать в ведомстве больше не будет.
- Люди уже на пределе и сами бы с удовольствием уволились, - продолжает инспектор. - Останавливает одно - никто не хочет ломки сложившейся и эффективной системы безопасности на воде. Местное начальство нас поддерживает, хотя им самим еще труднее, чем нам противостоять давлению генерала Сафиуллина.