Главная
>
Статьи
>
Итальянская привычка

Итальянская привычка

16.05.2011
2

Массово сервисные центры по ремонту бытовой техники появились в 90-х. С тех пор практически в каждом микрорайоне есть пара подвалов, где «оживляют» чайники, утюги, холодильники и телевизоры. Бизнес не абы какой, но копеечку приносит, говорят игроки рынка. Единственное, что их пугает - европейская тенденция, когда людям проще купить новую вещь, чем ремонтировать старую.

Поделить поляну

Технику в ремонт красноярцы стали носить реже. Порой проще выкинутьПрактически у каждого крупного производителя бытовой техники в Красноярске есть свой официальный сервисный центр или же уполномоченная на ремонт организация. Эти центры занимаются гарантийным обслуживанием. Но что делать, если срок гарантии вышел? Идти в мастерскую. Именно такие ремонтные центры имеют дело с бытовой техникой, которую бесплатно уже никто чинить не будет. Судя по справочникам, подобных фирм в Красноярске чуть более полусотни. Однако это неполная картина. Еще примерно 100-150 игроков можно насчитать, если открыть газету с объявлениями. Они работают без статуса юридического лица и, как правило, на дому.

- Услуга ремонта бытовой техники востребована была, есть и будет, - говорит Владимир Потапов, учредитель Центра по ремонту бытовой техники. - То, что техника с каждым годом становится качественнее - все это миф. Чинят в основном новое или то, на что только-только кончилась гарантия. Техника пошла такая.

Алексей Ирвин, технический директор ООО «Ремонт бытовой техники» заочно с Потаповым соглашается. По его словам, сейчас в каждой модели любого сегмента бытовой техники есть своя «болячка» - «ломается все». Чтобы техника работала долго, нужно ее самому сначала довести до ума и устранить тот самый недочет, тогда она может и десять лет прослужить. Обращаются с одним и тем же, говорит эксперт. Если это холодильники, то проблема с компрессорами, если стиральные машины - с барабанами. Как таковой сезонности спроса на услугу ремонта в этом бизнесе нет. Единственное исключение - весенний рост объемов в ремонте холодильников. Потапов объясняет это приближающимся дачным сезоном.

Конкуренции на данном рынке практически не существует. Первая причина: ремонтные центры работают с постоянными клиентами. Вторая - географическая. Клиенты обращаются, как правило, к тем мастерам, которые ближе к дому.

- Нам даже рекламу нет смысла давать, - рассказывает Николай Григорьев, сотрудник мастерской «Телемир», который в профессии 25 лет. - Те, кто живет поблизости, знает, что мы есть. А человек из другого района вряд ли поедет и уж тем более повезет свой телевизор через полгорода.

Единственное, что можно назвать конкурентным преимуществом одних мастеров над другими (кроме качества, разумеется) - ценовая политика. Все центры по ремонту можно разделить на две категории: одни берут плату за предремонтную диагностику (как правило от 500 до 1000 руб), другие выявляют поломку бесплатно и зарабатывают только на ремонте.

- Многие действительно переплачивают деньги, - рассказывает о ценовых моментах Потапов. - Ну, например, можно заплатить за диагностику 700 рублей, а за ремонт - 200. Разве это честно? Я беру за диагностику только в тех случаях, когда выезжаю «на дом» или когда понимаю, что на предварительную работу придется потратить много времени.

При этом Потапов признает - бывают случаи, когда после бесплатной диагностики клиенты свой товар забирают без ремонта и мастер остается без выручки.

Показатель качества жизни

В ремонт несут новую технику, а старые телевизоры и холодильники уезжают на дачиГригорьев в отличие от своего коллеги Потапова не уверен, что его дело будет жить и дальше. По словам мастера, спрос на услуги ремонта за последние годы резко сократился. И не потому, что качество товаров выросло. Сломанную бытовую технику проще выбросить и купить новую.

- Часто сумма, которую придется потратить на ремонт, близка к той, которую можно заплатить за новый товар, - считает Григорьев. - Впрочем, конечно, это касается в большей степени старой бытовой техники, запчасти для которой сложно достать, и поэтому стоят они дорого. Например, починить старый телевизор, в зависимости от поломки, обойдется в сумму от 1 до 5 тыс руб. Зачем он вам нужен, если за 7-8 тыс можно купить хороший новый?

По словам Ирвина, сейчас средний ценник ремонта холодильника - 1500-2000 руб, стиральной машины - 1000-1500 руб. Однако эти суммы относятся к двух-трехлетней бытовой технике. Что касается ремонта старых приборов, здесь Ирвин с «итальянским принципом» согласен. Технический директор видит в этом подтверждение того, что качество жизни красноярцев все-таки растет.

- У людей есть деньги, им хочется чего-то нового, поэтому старая техника отправляется на дачи, на помойку, еще куда-то, - объясняет Ирвин. - Мне кажется, что аналогичная история ожидает в свое время и более новую технику.

Сторонний эксперт рынка Александр Бойко тоже несколько лет занимался сервисным обслуживанием техники. По его словам, в ближайшем будущем все чаще маленькие фирмы будут испытывать дефицит заказов, и это заставит многих прекратить деятельность. Тенденция последних двух лет - укрупнение и создание больших сервисных центров с филиалами в разных районах города. У них широкая специализация, более тесные связи с поставщиками запчастей. Чтобы со временем не «прикрыть лавочку», Бойко советует мелким мастерам уже сейчас задуматься над объединением, либо над вхождением в качестве филиала в ту или иную сеть.

Рекомендуем почитать