Сказать, что с такой услугой, как доставка готовых блюд - или кейтеринг - Красноярск познакомился несколько лет назад, значит покривить душой. Еда «на вынос» всегда была в столовых и кафетериях. Другой вопрос, что вставать на ноги этот рынок начал примерно шесть лет назад. И оказался очень прибыльным.
Шарики за РОЛЛики
В Красноярске порядка 70 фирм предоставляют услуги доставки готовых блюд на дом и в офис. В большинстве своем это заведения общепита: рестораны, кафе, сети быстрого питания. Причем, далеко не все они содержат под кейтеринг отдельных сотрудников и штатное авто. Для некоторых предпринимателей доставка - лишь одна из услуг для привлечения клиентов, которая актуальна для заведения от случая к случаю. Для других рестораторов - перспективный и выгодный механизм для увеличения прибыли заведения.
- Мы изначально начали заниматься доставкой блюд, чтобы поддерживать имидж наших заведений у клиентов, - говорит красноярский ресторатор Анатолий Ващенко. - При маленьких оборотах этот бизнес низкорентабельный, но со временем мы доросли до устойчивых объемов заказов, и теперь эта сфера стала приносить серьезный доход.
Другим ресторанам удобнее работать с аутсорсерами. За этот счет и существуют на рынке Красноярска те компании, которые специализируются только на доставке, сами ничего не производя.
- Для нас доставка готовых блюд не являлась основным направлением работы, в первую очередь мы специализируемся на доставке продуктов питания. Однако время показало, что популярность услуги настолько велика, что кейтеринг приносит нам порядка 50% от общего оборота, - говорит Николай Трегубов, руководитель службы доставки «Пеликан». Такую популярность Трегубов объясняет просто: у многих красноярцев нет времени на готовку. К тому же в городе очень большим спросом пользуется японская кухня, блюда которой приготовить самостоятельно под силу не каждой хозяйке. Суши, роллы и прочие японские лакомства занимают уверенное первое место среди всех блюд, заказываемых в компании.
- Правда, большинство компаний, готовящих суши для доставки, гонятся за снижением себестоимости продукции, снижая при этом и качество товара, - сетует Анатолий Ващенко.
На втором месте - итальянская кухня, в первую очередь - пицца, продукт, который в Европе и Америке традиционно является лидером по количеству заказов на дом.
- Сейчас начинаем сотрудничать с «Ростиксом» и другими компаниями, доставляем фаст-фуд. Это очень перспективное направление, я думаю, - делится соображениями Трегубов.
Накормить планктон
Пять-шесть лет назад, как отмечают эксперты, в Красноярске рынок кейтеринга только начинал свое становление. Доставка была еще диковинкой.
- Не было ни одного более-менее крупного игрока, серьезные компании только начинали сюда заходить, - рассказывает Николай Трегубов. - Сегодня конкуренция в этой сфере, особенно по японской кухне, очень большая, в остальных направлениях - пока спокойнее. Это зависит от спроса. Пожалуй, рынок уже поделен основными игроками, конкурировать с которыми сегодня достаточно тяжело. Это потребует либо огромных денежных вливаний, либо какого-то уникального предложения. Но при этом доставку при заведениях общепита открывают все, кому не лень. Вплоть до кафе-мороженого и кондитерских. Через дистанционные продажи пытаются увеличить обороты многие, хоть и не у всех это получается.
И не мудрено - годовой оборот рынка доставки готовых блюд в Красноярске разные эксперты оценивают в размере от 0,5 до 1 миллиарда рублей. При этом рынок растет и развивается очень активно: каждый год прирост составляет до 50%. Большинство игроков - местные предприниматели, но есть и федеральные компании: «Мир суши», «Фудзи», «Суши-терра». При такой серьезной конкуренции огромную роль для выживания играют реклама, репутация конторы и... разнообразные новинки в сфере обслуживания. Недавно сразу два крупных красноярских ресторатора - Анатолий Ващенко и Владимир Владимиров - объявили о намерении развивать новое для себя направление - доставку обедов в офисы. Эксперты считают это достаточно перспективным. Директора крупных офисов от такого предложения в восторге, уверяет Анатолий Ващенко, но на первых порах пришлось столкнуться с неожиданными трудностями.
- Например, подводит человеческий фактор: чтобы организовать заказ и доставку продуктов, нужен ответственный. Как правило, эту задачу свешивают на какого-то одного менеджера. А он этим не доволен, соответственно - недовольны все, - рассказывает Ващенко. - Есть и другие подводные камни, которых мы не предвидели. Поэтому давать какие-либо прогнозы о прибыльности такого направления я пока боюсь.
Кира Сергеева, интернет-газета Newslab.ru