Всего за два года «Сибтяжмаш», некогда гордость красноярского машиностроения, уникальный в масштабах страны завод, превратился в ничто. На предприятии введена процедура банкротства, производство почти остановлено, а собственники и менеджмент фактически самоустранились от руководства. В правительстве края уверены - спасти «Сибтяжмаш» сможет новый, заинтересованный в развитии завода собственник. Найти его краевые власти намерены уже в ближайшие месяцы. «Было бы преступлением потерять это предприятие», - заявил корреспонденту Newslab.ru министр промышленности и энергетики Красноярского края Денис Пашков.
Проблемы у «Сибтяжмаша» начались в 2009 году, с началом кризиса. Рухнул объем заказов, на заводе стали задерживать зарплату, срывать сроки поставок изделий заказчикам. Предприятие пошло ко дну, не спасли его даже 140 миллионов рублей, на которые в общей сложности субсидировало «Сибтяжмаш» правительство края за два года. Денис Пашков считает, что всему виной инертность и некомпетентность собственников и менеджмента предприятия. «Кризис кризисом, но ситуацию можно было вполне просчитать, и принять необходимые меры. Однако руководство завода предпочло бездействовать» - говорит министр.
Денис Геннадьевич, в чем вы видите некомпетентность менеджмента «Сибтяжмаша»?
Главная проблема заключается в том, что в период кризиса руководство завода не приняло никаких мер для повышения эффективности производства. Скажем, более половины производственных мощностей предприятия давно уже были не задействованы, не вовлечены в хозяйственный оборот. Есть, например, корпуса, которые законсервированы более пяти лет. Это балласт, мешающий развитию завода. Его необходимо было реструктуризировать.
Второй момент - оптимизация численности персонала. Иначе говоря, сокращение рабочей силы. Это тоже необходимость, поскольку существуют законы рынка. Есть всем известная статистическая величина, согласно которой на одного работающего должен приходиться, как минимум, один миллион рублей выручки. Очевидно, что предприятие с объемом выручки в 500 миллионов и численностью в полторы тысячи человек работает неэффективно. И вполне можно было провести сокращение персонала с привлечением краевых властей и профсоюзных организаций, чтобы снизить неизбежные негативные моменты.
В-третьих, для нас большим удивлением было узнать, что на заводе нулевая кредитная нагрузка. То есть он работал, не привлекая заемных средств. Это нонсенс для предприятий машиностроительной отрасли. Судите сами: цикл производства изделия составляет от одного месяца до года. При этом заказчик только частично авансирует заказ, окончательная оплата производится по факту поставки изделия. Соответственно, предприятию нужны оборотные средства на период выполнения заказа. Обычная практика в таком случае - привлечение кредита. «Сибтяжмаш» этого не делал. Отсюда срывы поставок изделий заказчикам.
Руководство завода как-то пояснило свои действия?
Мы не смогли получить внятного ответа на свои вопросы. Более того, мы так и не добились от менеджмента «Сибтяжмаша» четкой стратегии развития предприятия, его задач, миссии. Ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе. Все, что нам было предоставлено, - некое подобие бюджета завода, и то на самый короткий период времени. При этом мы общались со многими заказчиками - «Росатомом», металлургами - все они готовы работать с «Сибтяжмашем». У завода всегда была хорошая репутация, нареканий к качеству изделий не возникало. Проблемы появились, когда завод стал срывать сроки поставок изделий. Нужно было принимать кардинальные меры. Но собственники и менеджмент «Сибтяжмаша» заняли пассивную позицию.
Почему правительство края, видя бездействие руководства завода, продолжало финансировать его? Известно, что такой мощной поддержки, как «Сибтяжмаш», не получило ни одно машиностроительное предприятие края.
Вы сами понимаете, что «Сибтяжмаш» относится к системообразующим предприятиям отрасли машиностроения. Не только краевой, но и федеральной. Фактически это единственный завод в стране, выпускающий краны необходимой спецификации, грузоподъемности для предприятий атомной, энергетической, металлургической промышленности. Поэтому край и оказывал заводу поддержку. В общей сложности она составила около 140 миллионов рублей. Часть из них это прямые субсидии, часть - средства, направленные на выплату зарплаты персоналу.
Буквально на прошлой неделе Эдхам Акбулатов призвал правоохранительные органы обратить особое внимание на предприятия, находящиеся в плачевной ситуации. При этом он привел в пример «Сибтяжмаш». Есть ли у краевого правительства реальные полномочия привлечь к ответственности руководство «Сибтяжмаша» за развал предприятия?
К сожалению, правовых механизмов вмешиваться в деятельность частного предприятия у исполнительной власти нет. Мы не можем, скажем, напрямую заходить на завод и отстранять его руководство от управления по причине неэффективности. Разумеется, если речь не идет о прямом нарушении законодательства, мошенничестве и т.д. Сейчас на «Сибтяжмаше» возбужден ряд уголовных дел по невыплате зарплаты и операциям с имуществом. Кроме того, прокуратурой ведутся проверки относительно целевого использования средств, субсидированных заводу государством. Только после того как правоохранительные органы дадут свою оценку ситуации, станет ясно, какие меры можно принять.
Я бы особо отметил, что на сегодня основная проблема многих предприятий - это как раз безответственность собственников и управленцев. В большинстве случаев мы можем оказать на них только моральное давление. Закона, позволяющего отстранить и наказать руководство частного предприятия за некомпетентность и безответственность, к сожалению, нет.
Какую позицию сегодня занимают собственники «Сибтяжмаша»?
Фактически на данный момент и собственники, и управленцы завода самоустранились от руководства. Мы понимаем, что в развитии предприятия, выведении его из кризиса они не заинтересованы. На сегодня у нас есть только ряд устных договоренностей с собственниками «Сибтяжмаша». Первое - они прогарантировали нам выплату задолженности по зарплате, сейчас она составляет около 18 миллионов рублей. И второе - они заявили нам о готовности продать предприятие.
Как правительство края намерено участвовать в дальнейшей судьбе «Сибтяжмаша»?
Перед нами стоит задача - помочь собственникам найти нового инвестора «Сибтяжмашу». Причем, как можно быстрее. Дело в том, что спрос на подобную продукцию есть, и сейчас, пока «Сибтяжмаш» бездействует, существующие заказы будут распределяться между другими предприятиями. Проще говоря, ниша, которую занимал красноярский завод, в скором времени будет заполнена, и он потеряет свои позиции на рынке.
По нашей информации, заинтересованные инвесторы уже появились. В частности, «Уралвагонзавод». Есть ли еще какие-то претенденты на «Сибтяжмаш»?
Да. Кроме уральцев мы ведем переговоры еще с несколькими потенциальными инвесторами. Я не стану пока их озвучивать. Могу сказать только, что все они - отраслевые холдинги федерального масштаба. Думаю, что уже в июле ситуация с «Сибтяжмашем» прояснится, и мы сможем назвать его нового собственника.
Алексей Хитров, интернет-газета Newslab.ru
Фото Александра Паниотова