Главная
>
Статьи
>
Александр Шпрыгин: «Я за возвращение пива на стадионы»

Александр Шпрыгин: «Я за возвращение пива на стадионы»

27.06.2011
18

Когда-то он был лидером фанатов столичного футбольного «Динамо», именовался громко «Каманча» и периодически получал резиновой дубинкой по спине от милиционеров. Теперь Александр Шпрыгин отстаивает права болельщиков в кабинетах властей. В интервью Newslab.ru руководитель Всероссийского объединения болельщиков (ВОБ) и член исполкома РФС рассказал о том, зачем болельщики по всей стране должны самоорганизоваться, а также вспомнил свою прежнюю фанатскую жизнь.

Клубы ради диалога

Вы приехали в Красноярск, чтобы встретиться с болельщиками. С какой целью?

Меня пригласил футбольный клуб «Енисей» и лично Владимир Петрович Евтушенко, с которым мы являемся коллегами по исполкому РФС. Моя цель - дать консультации по созданию клуба болельщиков, где-то что-то подсказать. Сейчас одно из основных направлений российского футбола и Всероссийского объединения болельщиков заключается в том, чтобы собрать любителей футбола и объединить их в официально зарегистрированные движения.

Смысл?

Решать какие бы то ни было вопросы проще, когда люди представляют чьи-то интересы. Вот есть вопросы у болельщиков, приходит их представитель, глава клуба и на равных правах общается с руководством команды. А если в кабинет к директору придет толпа в клубных шарфах... Пока люди не объединены в организацию, с ними просто не могут вести официальный диалог. Ни футбольные власти, ни просто власти. Такая система в стране и ничего другого поделать нельзя. В Красноярске, я думаю, в этом плане все будет нормально. По крайне мере, я вижу желание клуба выстроить ровный и равный диалог с аудиторией.

А самим болельщикам это насколько важно?

Конечно, у нас зачастую на трибунах - мальчишки, которым вся эта бюрократическая волокита чужда: зарегистрировать юрлицо, собрать учредительные документы, создать членские списки... Все это отталкивает. Но мы как раз и ведем работу через ВОБ, через РФС, чтобы клубы оказывали содействие в этом. Другое дело, клубы болельщиков должны быть самоуправляемыми организациями внутри себя и не должны быть никем ангажированы, не должны быть стопроцентно зависимы от клуба. Сами болельщики, состоящие в клубе, как правило, получают какие-то льготы от своего футбольного клуба, принимают участие в выездах, имеют скидки на билеты и абонементы, другие привилегии.

Создание клуба болельщиков - это не попытка взять всех на карандаш и устроить тотальный контроль, чтобы знать, кто и где нахулиганил?

Всех под карандаш у нас берет государство. Это задача правоохранительных органов следить за порядком и отслеживать его нарушителей.

А что касается опасений, что фанатское движение может стать чуть ли не политической силой, способной на многое? Силой, которой легко управлять, которую можно собрать за считанные часы и вывести на ту же Манежку.

Я бы разделил уровни: уровень всех этих историй в двух столицах и уровень в регионах. В регионах у людей зачастую проблемы другие, соответственно политической составляющей здесь крайне мало. Тем более в регионах болельщики не всегда и трибуны-то могут заполнить даже на половину, поэтому я бы здесь, в регионах такую проблему не рассматривал.

Меж двух огней

На форумах вас ругают, что вы часто поддерживаете сторону РФС, хотя являетесь, по сути, представителем фанатского движения. В качестве примера - ваше мнение о том, что зря болельщики сборной ушли с трибун на матче в Питере.

Я не поддерживаю сторону РФС или министерства спорта России. Я всегда поддерживаю сторону правды. Здесь проблема в том, что у нас отдельным личностям всегда нужна, как в том советском кинофильме, буза ради бузы. Если у питерских болельщиков есть опасения по поводу принятия так называемого закона о болельщиках, почему они не идут по пути диалога? Тем более, чего опасаться, если сам закон еще никто в глаза не видел? Глава РФС Фурсенко правильно сказал - зачем стучаться в открытую дверь? Он пообещал, что все мнения будут учтены. Что касается инцидента в Питере, то там болельщикам не разрешили пронести часть перформанса, и это был их ответ. Не разрешили службы правопорядка, на которые ни мы, ни футбольные клубы повлиять никак не можем.

Насколько вам тяжело работать? Ведь получается, вы находитесь меж двух огней - с одной стороны футбольные власти, с другой необузданные болельщики?

Я себя между двух огней не чувствую. Я работаю с людьми. Да, работа сложная, но я сам выбрал это направление и не жалею.

Вас лично, когда были активным болельщиком, сколько раз задерживала милиция?

В 90-е годы задерживали регулярно. Тогда и повод особый не нужен был. Могли забрать просто потому, что им нужно план выполнить - для галочки через одного выцепляли и выдергивали. В 2000-е уже стали задерживать меньше, стали понимать, что с фанатами зачастую проще поговорить, чем применять физическую силу. На сегодня, мне кажется, с созданием полиции и с развитием государства в правовом плане, болельщикам намного легче. Проблема пока в том, что личный состав у правоохранителей разный, и всем в голову какую-то правильную кассету не заложишь про главенство закона и уважение граждан. Что такое - получить по спине резиновой палкой - я знаю. И помню об этом ощущении постоянно.

То есть посчитать количество задержаний не можете, но это было часто?

Смотря, что считать задержанием. Когда тебя доставили в отделение, а через час-два выпустили - тут особо и считать не нужно, это у любого фаната происходит регулярно. Что касается длительных задержаний, то по 10-15 суток ни разу не сидел, но ночи в отделении проводил, в том числе на выезде. Самое худшее, когда на выезде тебя задержали, билет сгорает, а на второй денег нет - милиционеру все это объяснить невозможно. 

Пиво и файеры на стадионе - ваше личное мнение?

Пиво на стадионе надо разрешить, в этом я убежден. Во всех странах это есть и только помогает болельщикам скрасить досуг. Любопытно, но в Питере сумели сделать так, что пиво на стадионе можно пить. Как известно, запрет распространяется на распитие, в том числе, и на спортивных объектах. В Северной столице спортивным объектом юридически сделано только футбольное поле на стадионе Петровский, а трибуны и прочие помещения открыты для продажи и употребления пива. И что? Там есть какие-то пьяные беспорядки? Нет. Поэтому я всецело поддерживаю возвращение пива на стадионы. Что же касается файеров, то они являются элементом красочного фанатского шоу. Все их критикуют, но когда нужны красивые картинки с трибун, все берут фотографии, на которых обязательно есть файеры. Другое дело, что они запрещены нормой ФИФА и не должны использоваться в международных матчах, дабы сборные не пострадали. Чтобы не было проблем с использованием на российских стадионах, как раз представители фан-клубов должны спокойно и обоснованно договариваться с милицией, с футбольным руководством, чтобы те где-то закрывали глаза. В свою очередь файеры не должны лететь на поле и мешать проведению игр. В целом, любой фанат понимает, что файер - это шоу в поддержку команды. Остальные же, к сожалению, видят в этом лишь хулиганство.

Фото Александра Паниотова

Рекомендуем почитать