Главная
>
Статьи
>
Экономика
>
Интернет-магазины: реалии и перспективы

Интернет-магазины: реалии и перспективы

14.07.2011
8

«Растут, как грибы после дождя». Это выражение очень точно подходит к интернет-магазинам. Подобно грибам, они мгновенно возникают целыми «полянами», и точно так же в большинстве своем стремительно загнивают, не успев толком вырасти. Тем не менее, некоторые из них выживают и, благодаря им, интернет-торговля в Красноярске все же развивается. Сейчас она выходит на новый уровень — от ценовой борьбы интернет-магазины переходят к маркетинговой конкуренции.

Интернет-магазин? Нет ничего проще

Интернет-торговля в Красноярске идет к «цивилизации»Интернет-магазины в Красноярске стали массово появляться 3-4 года назад. Первые из них возникали по аналогии с компьютерными фирмами на заре «нулевых»: два продвинутых студента решали открыть виртуальную торговую площадку, для чего разрабатывали соответствующий сайт. После этого один из них управлял ресурсом и принимал заказы, другой — бегал по поставщикам, заключал договора, занимался доставкой товара и расчетом с клиентами. Собственно, и сейчас многие интернет-магазины запускаются подобным образом.

Схема работы очень проста: владельцы ресурса отслеживают наличие товара у дистрибьютора и выкладывают эту информацию на виртуальной витрине своего магазина. При поступлении заказа, товар приобретается у поставщика и перепродается покупателю с соответствующей наценкой и платой за доставку. То есть, по сути, интернет-магазин выступает посредником между покупателем и поставщиком. Такова схема интернет-магазина в «чистом» виде — ни помещения, ни витрин, ни продавцов, ни склада.

Существуют и так называемые гибридные схемы, когда за виртуальной торговой площадкой стоит реальный, оффлайновый, магазин. Так сегодня работают многие: практически любой магазин, особенно, на рынке электроники, бытовой, компьютерной техники и т.п., имеет свою «интернет-версию». Однако это уже не интернет-магазин в «чистом» виде.

Издержек — ноль

Самое привлекательное в виртуальной торговле то, что на старте этот бизнес требует буквально копеечных вложений. «Разработка сайта, регистрация юрлица, покупка кассового аппарата, аренда офиса, оплата связи — вот необходимый минимум. Можно уложиться в 50 тысяч рублей», — оценивает руководитель отдела продаж компании «Техномакс» Максим Багаев. Именно низким порогом вхождения в бизнес он объясняет то, что интернет-магазины пачками появляются в виртуальном пространстве.

Еще один плюс интернет-торговли — отсутствие традиционных издержек оффлайновых магазинов: аренды торговых и складских площадей, зарплаты персонала и т.д. Экономия на этих позициях дает интернет-магазинам их ключевое преимущество — низкие цены. В среднем, по сравнению с «реальными» магазинами, «виртуальные» дают скидку на товар в 5-10%, однако в некоторых случаях она может доходить до 30%. «Представьте, какие издержки несет, например, салон электроники где-нибудь в центре города. Только аренда торговой площади там может составлять 5 тысяч рублей за квадратный метр. Прибавьте к этому зарплату 3-5 продавцов, администратора, расходы на логистику и рекламу. Вот и получится, что цена на товар в этом салоне вполне может быть процентов на 20-30 выше, чем в интернет-магазине, который не несет всех этих расходов», — поясняет сотрудник интернет-магазина «ТехноМарт», пожелавший остаться неизвестным.

Однако, как известно, из любого правила есть исключения. Случается, что и интернет-магазину не обойтись без торговых площадей. «Мы изначально задумывались исключительно как интернет-магазин. Однако, начав работать, пришли к выводу, что не сможем эффективно продвигать наш товар — покрытия для полов — если не дадим потребителю возможность посмотреть, пощупать, „понюхать“ его. Покупатели сами требовали этого. Думаю, здесь сыграла свою роль специфика товара. Поэтому, проработав некоторое время сугубо как интернет-площадка, мы открыли выставочный зал», — рассказывает директор интернет-магазина deshevlepola.net («Дешевле пола нет») Алексей Дронов.

Перспективные ниши для «избранных»

Перспективные ниши для «избранных»Огромное количество свободных сегментов, ниш, пожалуй, еще один плюс интернет-торговли. Здесь не надо искать «бойкие» места с высокой проходимостью, тебя не пытаются поглотить конкуренты — интернет «стерпит» всех. Тем не менее, существуют ниши, уровень предложения в которых уже превысил разумные пределы. В Красноярске, например, переполнены интернет-рынки автомобильных запчастей и аксессуаров, косметики и средств гигиены, электроники, компьютерной и бытовой техники. Доходность в этих направлениях достигла минимальной отметки.

Существуют и перспективные ниши, однако, вход в некоторые из них заказан для «рядового» интернет-торговца. Это, например, аптечный бизнес. Специалисты называют это направление одним из самых развитых, но при этом перспективных и высокомаржинальных. Проблема в том, что для открытия интернет-аптеки необходима лицензия на ведение фармакологической деятельности. Получить ее непросто: нужны соответствующие специалисты, помещение и ряд других составляющих. Именно поэтому все интернет-аптеки привязаны к реальным аптечным сетям. «Для нас интернет-аптека в первую очередь вспомогательный проект. Он делает наши услуги доступнее для клиента: на сайте можно посмотреть ассортимент и цены, получить консультацию специалиста. В то же время здесь можно заказать медикаменты, причем, с 10-процентной скидкой», — говорит заместитель генерального директора сети аптек «МЕДИКС» (интернет-аптека aptekanadom.com) Евгения Осетрова. Уровень продаж интернет-аптеки она не озвучила, ссылаясь на коммерческую тайну, однако, статистика сайта показывает, что только за один день на него заходят от 1 до 1,5 тысяч человек. Даже если предположить, что медикаменты заказывает только каждый десятый посетитель, получается около 100-150 ежедневных продаж. При этом, по словам руководителя одного из компьютерных интернет-магазинов, для них 10 заказов в день — это уже хороший показатель.

Еще одной перспективной нишей специалисты назвали заказ в интернете еды. Сейчас это направление только начало развиваться в Красноярске. Однако и здесь, скорее всего, в лидеры выйдут участники реального рынка общепита. Именно они сейчас и осваивают новое направление.

Работать по старинке больше не получится

Работать по старинке больше не получитсяПритом, что интернет-торговля в Красноярске достаточно быстро развивается, директора интернет-магазинов констатируют, что по объемам продаж она еще очень далека от оффлайновой торговли. И тут возникает вопрос: почему так происходит при столь очевидных преимуществах интернет-торговли для покупателя — выгодная цена на товар, удобство покупки, доставка товара на дом? Специалисты поясняют: развитию местной интернет-торговли мешает глобальная конкуренция, не отлаженная система доставки, зачастую отсутствие товара в наличии и неготовность большей части аудитории к покупкам в интернете. «Например, в Москве продажи интернет-магазинов на том же компьютерном рынке доходят до 25-40% от общего объема продаж. У нас, дай Бог, дотягивают до 5%», — говорит Максим Багаев.

В погоне за увеличением продаж интернет-торговцы в некоторых нишах до такой степени снизили цены, что сами уже не выдерживают и закрывают бизнес. В самом деле, какой смысл работать, если твоя цена на 100 рублей выше, чем у оптового поставщика, а то и вровень с ним (такое тоже бывает)? Чтобы как-то увеличить доходы, многие интернет-торговцы идут на хитрости и обман покупателя — комиссии при оплате по безналу, очень дорогая доставка, дополнительные товары и бонусы, которые «втюхивают» покупателю. Однако, очевидно, что это путь в никуда.

Участники рынка считают, что сейчас будут выживать только те интернет-магазины, которые смогут наладить у себя дополнительный сервис, прежде всего, своевременную доставку товара и постпродажное обслуживание.

«В ситуации, когда цены у всех одинаковые, а снижать их дальше некуда, главным становится сервис. Первое — доставка. Магазин, который не сможет осуществлять ее оперативно, не выживет. В свою очередь, для оперативного развоза товара нужен собственный склад с товаром в наличии и служба доставки. Второе — сервис после продажи, гарантийное и постгарантийное обслуживание. Однако следует понимать, что он требует расходов, и магазин без достаточных оборотных средств не сможет его наладить. Третье — нужно „выходить“ из интернета — продвигать себя в других информационных средах. Сейчас красноярская интернет-аудитория уже полностью охвачена, необходимо искать новых покупателей — тех, кто пока не является активными пользователями Интернета. Мы, например, в ближайшее время планируем заняться рекламой магазина по городу и в СМИ. Все это я говорю к тому, что сегодня работать по старинке уже не выйдет. Интернет-магазин сейчас требует серьезного подхода и серьезных вложений», — подытоживает аноним из «ТехноМарта».

Алексей Хитров, интернет-газета Newslab.ru

Рекомендуем почитать