Куда пристроить четвероногого друга на время летнего отпуска? Этим вопросом задаются многие владельцы домашних животных. Традиционно заботу временно перекладывают на плечи родственников, друзей или соседей, но, как вариант, можно воспользоваться услугами специальных гостиниц для животных. Однако здесь снова возникает вопрос: как не ошибиться с выбором отеля для любимого питомца и отдать его в действительно надежные руки?
Почем люкс для собачки
По оценкам специалистов, в Красноярске на сегодня около десятка мест, куда можно на время отдать домашнее животное. Это не только специализированные гостиницы, но и ветеринарные лечебницы, питомники и клубы собаководства, которые в качестве дополнительной услуги берут животных на временное содержание. — Более-менее известных гостиниц для животных в городе всего 3-4. Это те, кто на слуху, кто хоть как-то рекламирует свои услуги, — уточняет консультант салона для животных «ZooModels», эксперт Российской кинологической федерации Лариса Трофимова.
Как правило, гостиницы располагаются в частных домах, где животных держат в уличных вольерах. Однако есть и услуга домашнего содержания. Выбор здесь зависит от владельца. Стоимость суточного содержания животного в специализированной гостинице в среднем колеблется от 350 до 650 рублей. Основные услуги, которые входят в эту стоимость — выгул и кормление.
Однако сами отельеры говорят, что разброс цен на услуги гостиниц для животных в Красноярске достаточно большой. При желании можно пристроить своего питомца и за 150-200 рублей в сутки, а бывает, что цена доходит и до тысячи. — Кроме выгула и кормления хозяин может заказать мытье, расчесывание, дрессуру и другие услуги. Все это рассчитывается индивидуально, — поясняет управляющая гостиницей для животных «Умка» Светлана Шалепа. Кроме того, цена может зависеть от того, на какой срок животное оставляется, в каком оно состоянии, насколько сложный уход за ним нужен.
Красноярцы не готовы платить за гостиницы для животных
По большому счету, признают специалисты, настоящих гостиниц для животных в Красноярске пока нет. — Такого, чтобы животные содержались в специально приспособленных помещениях, чтобы было специальное пространство для выгула и т.д., у нас нет. Нет каких-то установленных стандартов, нормативов оказания услуг. Подобные гостиницы, пожалуй, есть сейчас только в Москве и Питере, — говорит Светлана Шалепа.
Деятельность гостиниц для животных не лицензируется, для нее не требуется специального разрешения, сертификации и т.п. Иначе говоря, оформляй ИП и работай. Именно поэтому, как сказала Лариса Трофимова, у нас этим занимаются все, кому не лень.
— Например, в Москве муниципальное законодательство в отношении животных гораздо жестче. Соответственно, и уровень оказания услуг в этой сфере несравнимо выше. Там, даже если этого напрямую не требует законодательство, в порядке вещей иметь какие-то документы, сертификаты, дипломированных специалистов в штате. Это необходимо, потому что клиенты сами все это спрашивают, не желая отдавать животных в случайные руки. У нас пока этого нет, — констатирует Трофимова.
Кроме того, отельеры жалуются на низкую рентабельность бизнеса, что не дает возможности развивать его и выводить на более достойный уровень. По сути, основная прибыль гостиниц для животных складывается в пиковые сезоны — период летних отпусков и новогодние каникулы. В остальное время спрос на услугу низкий.
К тому же и сами красноярцы пока что не готовы платить серьезные деньги за содержание своих питомцев в гостиницах. — У нас все-таки не столица. Там, например, только получасовой выгул собаки стоит 250 рублей. У нас же это фактически суточное содержание. Да и это для людей дорого. Поэтому в гостиницы животных отдают только в крайних случаях, когда действительно не с кем оставить, — утверждает Светлана Шалепа.
Главное — подписать договор
Специалисты признают: из-за отсутствия какого бы то ни было контроля и установленных стандартов оказания услуг в гостиничном бизнесе для животных, у владельца всегда есть риск отдать своего питомца в ненадежные руки. Чтобы по максимуму застраховаться от этого, они советуют не доверять рекламе, фотографиям, телефонным обещаниям, а первым делом приехать на место и лично ознакомиться с условиями содержания животного и с человеком, который будет за ним ухаживать. — В нашу ветлечебницу периодически привозят животных с жалобами на то, что они похудели, у них поредела шерсть или появились шрамы. Когда спрашиваем, где они содержались, владельцы отвечают: «А мы не знаем». Ну, а что ж вы хотели? Этим нужно интересоваться в первую очередь, — говорит Лариса Трофимова.
Кроме того, необходимо составить договор об обязательствах сторон. Хотя в приличной гостинице хозяину животного сами предложат сделать это.
В договоре прописывается перечень услуг, срок и стоимость содержания животного. Это основные пункты. Кроме того, от хозяина потребуют предоставить справки из ветклиники о вакцинации животного, наличии прививок, обработки от блох, глистов и т.д. Иначе говоря, документы о медицинских показателях животного. Таким способом уже сами владельцы гостиниц страхуют себя от проблем, которые могут возникнуть с животным. Так, например, в некоторых отелях в принципе не принимают непривитых животных, в других их содержат в изолированных условиях. Однако нужно помнить, что содержание в гостинице непривитого животного, как правило, обходится владельцу дороже.
Также нужно обговорить, а лучше прописать в том же договоре, порядок выгула и кормления. При необходимости самостоятельно закупить и привезти корм.
— Зачастую хозяева говорят, дескать, вы не беспокойтесь, она у нас все ест. Но что значит все? Это очень размытое понятие. Обязательно нужно предупредить, чем животное кормили, в какое время и сколько раз в день, какие порции, что ему нельзя и какие реакции у него могут быть на ту или иную пищу, — говорит руководитель питомника «Хелен’с Прауд» Елена Тулаева.
Неблагодарная работа
Однако, как говорят специалисты, всего в договоре не пропишешь. А это означает, что абсолютно застраховаться от возможных взаимных претензий владельцам животных и гостиниц невозможно.
— Непрофессионалам бывает сложно понять, что попадая в новую обстановку, животное зачастую испытывает стресс. Вследствие этого оно может похудеть, у него может расстроиться нервная система, возникнуть недоверие к хозяину, неадекватное поведение. И, разумеется, в таких случаях хозяева пытаются списать вину на сотрудников и владельцев гостиницы. У нас был эпизод, когда собака на прогулке сорвалась с поводка и попала под машину. В итоге нам пришлось предоставить хозяевам другое животное выше классом и возместить моральный ущерб, — говорит Лариса Трофимова.
Самое же худшее для владельцев гостиниц — это животные-отказники. Во всех отелях, опрошенных корреспондентом Newslab, содержатся брошенные хозяевами собаки и кошки. Попадаются порядочные люди, которые в силу каких-то причин не могут больше держать животное дома, но оплачивают его пожизненное содержание в гостинице. Однако это редкость. Чаще гостиницы используют для того, чтобы избавиться от «любимого» питомца.
— Зачастую, например, пытаются подбросить старое животное, которому нужен особый уход и лечение. Схема простая: оплачивают какой-то срок содержания, оставляют животное, уходят и просто теряются. Поэтому я сейчас очень внимательно изучаю тех владельцев, которые просят оставить животное на 2-3 дня, на «недельку», и требую за такой короткий срок повышенной оплаты, — говорит Елена Тулаева.