Главная
>
Статьи
>
Дмитрий Балаболин: «Я одним из первых начал продавать незрелые помидоры за полцены»

Дмитрий Балаболин: «Я одним из первых начал продавать незрелые помидоры за полцены»

11.08.2011
7

В этом году конференция будет впервые проведена в Сибири. Десятки известных маркетологов, представителей бизнеса и экспертов рынка приедут в Красноярск делиться знаниями. Один из ключевых спикеров HiBrand Сибирь 2011 — Дмитрий Балаболин, старший партнер Агентства по развитию бизнеса «План и Дело», который вышел в финал конкурса АСИ и является членом Экспертного Совета «Агентства стратегических инициатив», созданного по инициативе премьер-министра России Владимира Путина. В эксклюзивном интервью интернет-газете Newslab он рассказал, с чего начиналась его бизнес-карьера и как бороться с чиновниками-коррупционерами.

Дмитрий БалаболинКонференция для вас — способ проветрить голову, увидеть старых знакомых, найти новых, получить опыт?

Зачем мне в голове ветер (смеется)? В конференции участвует бизнес того уровня, который мне интересен. На такие конференции редко ходят отстающие. Можно даже считать участие в конференции признаком динамично развивающейся компании, которая хочет иметь знания «на острие». Опыт все же — это когда сам работаешь. На конференции скорее информация, сверка своих знаний об отраслях и регионах. И, конечно, новые знакомые. Я жду возможности увидеть много интересных людей.

Отслеживаете, как повлияли ваши мастер-классы и лекции на бизнес-слушателей?

Поскольку мои знания это только часть конференции, а продюсер ее Андрей Пуртов комплектует из спикеров некий связанный комплекс, то этот вопрос скорее надо адресовать ему. HiBrand Сибирь проводится впервые. Это вообще новое явление в конгрессной деятельности. Спикеры такого уровня вообще редко собираются вместе. Это признак доверия к Андрею Пуртову.

Вы побываете в четырех сибирских городах. Как считаете, проблемы и трудности бизнеса везде одинаковые? Можно ли выделить «города-звездочки» в регионах, где бизнес развивается успешнее?

Однозначно, одинаковые проблемы есть везде. Но вот оттенки этих проблем очень разные. Комбинация их приводит к разным ситуациям. А если все же к проблемам добавить возможности, то получается, что нет двух одинаковых регионов. То же самое можно сказать и о динамике развития. Еще значительно влияет на ситуацию экспортная политика государства. Если есть экспортные пошлины на круглый лес — то экономика одним способом развивается, а если нет, то другим. Особенно драматичны моменты ввода или отмены этих пошлин.

Вы работали в разных направлениях бизнеса: керамическая плитка, мебель, гастрономы и пр. Решили все попробовать? Для чего?

Не все мы выбираем сами. Чаще выбирают обстоятельства и удача. Странно было бы спросить человека, который трижды женат: «Вы решили всех пробовать? Для чего?». В моей трудовой деятельности было два сознательных перехода: в продуктовую розницу и в брендовую дистрибуцию. Мне нужен был комплексный набор практики. Теорию можно ведь изучать на лекциях и по книгам.

Ваша карьера активно развивалась в 90-е годы. Можно ли считать то время более интересным и выгодным в плане построения карьеры, нежели нынешнее?

Карьера развивалась так же хорошо и в 2000-е годы. Разница в том, что с 2000 года я из розницы перешел в дистрибуцию. А бизнес дистрибуторов находится не на виду. Сколько людей знает фирму «Унилевер»? А «Крафтфудз»? А эта пара одна из крупнейших в мире. А вот соседский «Магнит» или «Кировский» известен всем. Создание продуктовых линеек, товарных брендов, новых товаров — это очень творческие задачи. А нынешнее время характеризуется возросшим уровнем профессионализма во всех сферах бизнеса. К тому же я постоянно веду несколько проектов, не связанных с той фирмой, в которой работаю директором. Если говорить вообще о возможностях, то сейчас стало сложнее вырасти быстро. Уже нужно иметь пакет знаний и опыта. А это достигается трудом и временем. Но это нормально. В Европе рост от менеджера по продажам до коммерческого директора в средних фирмах занимает 10 и более лет. Пора привыкать к длительному карьерному росту.

Будучи директором «СтройАрсенала» вы говорили, что набираете людей "с улицы" и обучаете в процессе работы. Эта практика сейчас продолжается? Почему вы не доверяете кадровым агентствам?

Эту проблему озвучил Владимир Путин, когда создавал АСИ. У нас нет стандартизации знаний в бизнесе. Поэтому всегда новый сотрудник — это «кот в мешке». Направление АСИ «Молодые профессионалы» создано именно для этого. И не доверяю я не агентствам, а той системе высшего образования, которая сейчас существует в России. Я этот вопрос поднимал в 2000-м году. В 2011 году премьер-министр страны, который из «органов», в рамках АСИ начал решать эту проблему. Не надо только уличать меня в том, что я умнее премьера. Это его большая заслуга, что, выйдя в отставку из КГБ, он сумел набрать знания и опыт в новой для себя области — бизнесе.

После того, как почитаешь вашу биографию, складывается мнение, что вы можете успешно продать любой товар. Так можете?

Дмитрий БалаболинТолько самый лучший (смеется). Ну а если серьезно, то я не имею большой практики по товарам с коротким сроком жизни. Например, с одеждой или обувью. Я все же во многом математик, а не продавец. Создание системы продаж, модели бизнеса, которая будет успешна в конкурирующей среде — вот мой интерес. В этой же области лежит главный опыт. А продавцом я последний раз работал в 1984 году. Это был овощной ларек около Киевского вокзала. Я тогда был студентом и одним из первых «новаторов», кто начал продавать незрелые помидоры за половину цены. За что чуть не пострадал от ОБХСС. В продажи я попал сразу на должность коммерческого директора. Для владельца «СтройАрсенала» Сергея Рудницкого это был определенный риск. Но поскольку «СтройАрсеналов» было много, и фирма была успешно продана, то все выиграли от этого решения. По прошествии многих лет наши отношения сохраняются, и мы буквально на днях обсуждали совместный интересный проект.

На встрече с премьер-министром Путиным вы сказали, что очистить бюрократию можно, убрав «эти фразы из всяких документов». Про какие фразы вы говорили?

В законах, постановлениях и инструкциях постоянно встречаются слова «...и другие документы». Например, для растаможки груза вам надо предоставить договор, счет, сертификат «...и другие документы», необходимые для определения стоимости груза. Именно эти фразы позволяют чиновникам изобретать сотни и тысячи новых справок и документов. А их фантазия ограничивается только взятками. Пора убрать эти кормушки. Неопределенность и неконкретность в законодательной базе прямо провоцирует чиновников на произвол и вымогательство. Решать должен закон, а не конкретный чиновник. А еще я сказал, что бюрократию это очистит на 20 процентов. Это такая болезнь, от которой не бывает одной таблетки.

Там же на встрече с премьером вы упомянули о том, что для России неплохо быть сырьевой страной, что это дает возможности для развития бизнеса. Вы на самом деле так думаете? Можете привести примеры развития бизнеса благодаря сырьевой направленности страны (за исключением крупных сырьевых и логистических компаний)?

Есть два варианта. Или сырье есть и можно его продать и купить станки, или его нет. И тогда продать нечего. Уверен, что первый вариант лучше. Пример самый известный - это США. Все начиналось с золотой лихорадки. Золото это сырье. Из современных примеров — ОАЭ. Посмотрите на Дубай, на свободные экономические зоны там, которые нашпигованы производствами. Малайзия тоже из таких примеров. Другое дело, что не у всех это вышло. У нас получится. Хотя бы потому, что мы можем пытаться не один раз. Ресурсов достаточно. Нашу привлекательность, как государства, оценили наши соседи — в России проживает и работает 15 миллионов человек, которые приехали к нам за последние 10 лет. Эти пчелки прилетели на сладкое. Как бы нас не убеждали демократы, Европа и США, мы - та страна, куда люди стремятся попасть.

Сколково и АСИ — соперники, конкуренты? Или у них тоже тандем?

Это как соль и перец. Вроде бы для еды, но смысл разный. АСИ - это всеобъемлющий многогранный инструмент. Для любого направления бизнеса. А Сколково — это система поддержки отдельных конкретных проектов. Высоко технологичных и инновационных. АСИ может использовать Сколково, как один из институтов развития.

Когда будут результаты у этих двух проектов?

Сколково уже дает. Процесс интеграции многих интересных фирм в проект уже идет. А это и есть первый результат. По АСИ могу сказать, что через 9 месяцев можно будет увидеть новые товары, которые будут производиться под патронажем АСИ. А массовые результаты следует ожидать через год-полтора.

Рекомендуем почитать