Роспотребнадзор ужесточил нормы производства молока и молочной продукции. Производителей ограничили в использовании растительных жиров, ароматизаторов и других ненатуральных компонентов. Кроме того, отныне запрещено использовать в названиях молочных продуктов слова «молочко», «сметанка», «пломбирчик» и т.п.
С 26 июля вступили в силу изменения в закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», которые ужесточили требования к производству молокосодержащих продуктов. Изменения коснулись как технологий производства, так и маркировки упаковки.
Так, например, количество молочного жира в продукте теперь должно быть не меньше 50%, а использование немолочного белка в качестве замены молочному не допускается.
При нанесении маркировки для молокосодержащих продуктов теперь нельзя использовать понятия молочных и молочных составных продуктов, и производных от них. Проще говоря, теперь запрещены такие названия молочных продуктов, как «сметанка», «пломбирчик», «молочко» и т.п.
Как сообщили в Роспотребнадзоре, продукция, которая изготавливается с добавлением молока, должна будет называться «десерт», «желе», «крем», «паста» или «пудинг» с указанием основного компонента рецептуры.
Если технология производства предусматривает замену молочного жира, то рядом с полным наименованием продукта должно быть указано, что он произведен с растительным жиром или с заменителем молочного жира.
На упаковках с мороженым теперь должно быть указано полное наименование продукта. Иначе говоря, там должно быть написано — «сливочное мороженое»«, «молочное мороженое», «пломбир», «мороженое с растительным жиром» и далее фантазийное название, товарный знак или марка.
Также запрещено использование пищевых добавок и ароматизаторов во всех кисломолочных продуктах, производимых по национальным стандартам (ГОСТ Р), кроме йогуртов.
Напомним, изменения в закон о техрегламенте на молоко и молочную продукцию были внесены в июле прошлого года. То есть у производителей был ровно год для того, чтобы привести технологии производства и маркировку упаковки в соответствие с новыми требованиями.
Комментарии
Сергей Чупров, директор компании «Крестьянский двор»:
Ужесточение закона ударило в первую очередь по тем производителям, которые работают на восстановленном молоке. Это в основном крупные федеральные холдинги, вырабатывающие продукцию в больших объемах. Однако ничего, кроме дестабилизации рынка, на мой взгляд, это не принесло — уже второй год его лихорадит. Дело в том, что в молочном бизнесе существует сезонность, которая компенсируется как раз объемами восстановленного молока. То есть летом, когда появляются излишки натурального молока, оно перерабатывается в сухое. Зимой же, когда, наоборот, возникает дефицит натурального сырья, продукт восстанавливают из сухого молока. И так работает весь мир. У нас почему-то решили, что можно работать по-другому.
Что касается непосредственно нашего предприятия, то мы выпускаем продукт в небольших объемах и работаем только на натуральном сырье. Однако, и нам ужесточение закона обернулось убытками — в виде дополнительных затрат на перевыпуск упаковки.
Лариса Летынская, заведующая лабораторией фабрики мороженого «Хладко»:
Нас нововведения коснулись в основном в части коррекции маркировки упаковки. Так, мы вывели на ее лицевую часть полное название мороженого одинаковым шрифтом с указанием торговой марки. Также внесли все изменения, касаемые состава продукта. Например, указали долю молочного жира, которая должна составлять не менее половины от жирового состава продукта в целом. Если что-то производится с применением растительных жиров, то это также написано на упаковке.
Мороженое в новое упаковке, как и требовал закон, мы выпускаем с 26 июля. Так что, если покупатели сейчас обнаружат нашу продукцию в старой упаковке, это означает, что она была выпущена еще до указанного в законе срока. Не исключаю, что кое-где в торговых сетях она еще могла остаться.
Татьяна Мельник, главный технолог производства компании «Арта»:
Наша продукция, в принципе, и до вступления в силу нового техрегламента отвечала его положениям. Мы работаем только на натуральном молоке и сливках, поэтому доля молочного белка и жира в наших продуктах соответствует нынешним нормам. То же касается и маркировки упаковки. Например, если мы производим термически обработанные йогурты, в которых нет микроорганизмов, присутствующих в живых йогуртах, то и на упаковке так написано — «йогуртный продукт».
Я думаю, ужесточение техрегламента актуально для тех производителей, кто испытывает недостаток натурального сырья, и вынужден использовать растительные жиры и заменители молочного белка и жиров. У нас же большой спектр хозяйств-поставщиков, и поэтому достаточно живого молока. Например, даже в производстве йогуртной продукции, где допускается применение сухого молока и жиров-заменителей, мы используем только натуральное сырье.